Вопрос, когда мы будем жить как в Германии, стал актуальным после заявления бизнес-леди Иевы Плауде-Релингере, активистки движения «За лучшую Латвию», о том, что средняя зарплата в Латвии может достигнуть к 2020 году 3000 евро.
ВВП не ловится, не растет зарплата
3000 евро в месяц составляет сейчас средняя зарплата в Германии, 40.000 долларов среднегодовая зарплата в США. В каждой стране своя система налогообложения, структура потребления, уровень цен и покупательская способность. Например, в США все работающие подают декларацию о доходах за прошедший год, платят значительные налоги на недвижимость и землю, но там незначительные налоги на добавленную стоимость, а в ряде штатов вообще нет НДС. Поэтому для жителей Латвии важна не величина зарплаты в цифрах, значительно важнее вопрос, когда стандарты жизни в Латвии будут соответствовать стандартам развитых стран.
Стремительный рост зарплаты в последние годы и популистские обещания политиков создали у значительной части населения страны иллюзию того, что это случится через пять-десять лет. И правда, если в 1995 году средняя брутто-зарплата в Латвии была 90 латов, то в 2008 году она выросла в 5,32 раза и достигла 479 латов, или 8179 евро в год. Среднегодовой рост зарплаты все эти годы превышал 14%, казалось, он будет продолжаться бесконечно, и жители Латвии стали забывать, вернее, не хотели помнить о том, что еще не так давно, в 1993 году, средняя пенсия составляла 16 латов, средняя зарплата после уплаты налогов - 41 лат, а минимальная зарплата 15 латов, или 25 долларов, делала нас побратимами развивающихся стран Азии и Африки.
Наступил 2009-й, и оказалось, что изменения зарплаты не дорога с односторонним движением: в первом квартале 2010 года средняя зарплата упала на 11% по сравнению с 2008 годом и составила 431 лат. К этому привел кризис в экономике, вызвавший резкое падение ВВП. Вот мы и добрались до сути проблемы: только развитие экономики может обеспечить рост оплаты труда. Первые годы независимости ВВП Латвии стремительно падал и в 1994 году составил лишь 50% от уровня 1990 года. С 1996 года ВВП начал расти, в первом квартале 2006-го вернулся, в сопоставимых ценах, на уровень 1990 года и два года рос. Затем так некстати пришел кризис, падение ВВП в 2009 году составило 18%. В результате за 20 лет независимости ВВП к концу 2010 года составит лишь 90% от уровня 1990 года. В сопоставимых ценах, т. е. без учета роста цен за прошедшие 20 лет. Этот прискорбный диагноз латвийской экономике вряд ли сможет сильно скрасить тот факт, что ВВП на одного жителя Латвии в 2010 году будет выше, чем в 1990 году. Дело в том, что население за эти годы уменьшилось на 400 тысяч человек.
Сначала - производительность
Производительность общественного труда в народном хозяйстве, важнейший показатель экономического развития государства, - это отношение суммарного произведенного национального дохода к среднегодовой численности работников, занятых в материальном производстве. Экономисты определяют производительность трудовой силы страны как объем продукции или услуг, который обычный работник вырабатывает за единицу времени: час, день, месяц, год. Далее мы будем рассматривать годовую производительность труда.
Если в социалистической экономике большое значение придавалось натуральным единицам измерения труда - штукам, тоннам, метрам, центнерам, то в рыночной экономике производительность измеряют в денежном выражении - латах, евро, долларах. В долгосрочной перспективе темпы роста производительности труда определяют с помощью того, как быстро или медленно в стране растут стандарты жизни.
Производительность труда в Латвии в фактических ценах 1995 и 2008 годов выросла за это время в 6,44 раза - с 2246 латов до 14479 латов, т. е. даже превысила рост оплаты труда. Значительная часть роста производительности труда и зарплаты вызвана инфляцией, но за эти годы произошел рост реальных доходов и соответственно среднего уровня жизни жителей Латвии. Экономическая статистика оперирует средними цифрами, но за этими средними цифрами скрывается резкая пропасть между уровнем жизни тысячи семей латвийских миллионеров и сотен тысяч безработных и семей, не имеющих возможности оплатить коммунальные услуги. Но от общих рассуждений вернемся к вопросу вынесенному в заголовок и попробуем понять, будут ли жители Латвии жить как в Германии, и если да, то когда.
У всех стран Евросоюза единая статистика, и на сайте Евростата можно легко найти информацию об экономике и жизни во всех странах Евросоюза. Средняя производительность общественного труда в народном хозяйстве Германии почти в четыре раза выше, чем в Латвии, но имеются различия по отраслям. В то время как в строительстве, гостиничном бизнесе, транспорте и связи, торговле немецкая производительность труда не превышает латвийскую более чем в три раза, в основной отрасли экономики Германии - промышленности - производительность труда в пять раз выше.
Продукция немецких машиностроителей давно стала синонимом качества и пользуется устойчивым спросом во всем мире. Более 7 миллионов человек, занятых в промышленности, в 2008 году произвели 26% общей добавленной стоимости произведенной в Германии, 185 тысяч человек, занятых в латвийской промышленности, произвели только 14% общей добавленной стоимости «сделано в Латвии». Средняя зарплата работающего в немецкой промышленности - 4000 евро в месяц, в Латвии работник, занятый в промышленности, получал в 2008 году 600 евро в месяц до уплаты налогов.
Вас подстричь?
Но не все в Германии получают высокие зарплаты и платят высокие налоги: например, средний парикмахер в Германии зарабатывает 1315 евро в месяц, что близко к минимальной оплате труда в этой стране, правда, чаевые и оплата наличными не учитываются в статистике Евростата. Рассмотрим более подробно учет созданной добавленной стоимости в сфере услуг на примере тех же парикмахеров. Добавленная стоимость, созданная парикмахером - это рыночная стоимость (выручка) его услуг, оказанных в течении определенного временного периода минус стоимость материальных ресурсов, используемых при оказании данной услуги, например, краски для волос, аренды и и электроэнергии.
В Латвии средний парикмахер за час работы может создать добавленную стоимость в пять евро, а средний парикмахер во Франции или той же Германии за тот же час - 15 или 20 евро, потому что в этих странах стоимость услуг цирюльника значительно выше, чем у нас. Парикмахер высокой квалификации из Латвии, работая в Париже или Мюнхене будет получать за свою работу плату, соответствующую рынку и создавать добавленную стоимость в несколько раз больше, чем в Латвии.
Приоритет - внешний рынок
На основании этого примера можно понять, что, оказывая услуги на внутреннем рынке, производитель этих услуг получает оплату своего труда и создает добавленную стоимость в соответствии с рыночными ценами своей страны. В промышленности ситуация иная - производитель может продавать свою продукцию на внешнем рынке по мировым рыночным ценам. Например, латвийские производители молочных продуктов, продавая в Европе свою продукцию по ценам европейского рынка, получают денежные средства, необходимые для закупки сырья, оплаты труда своих работников и налогов, прочих платежей и создают добавленную стоимость, аналогичную создаваемой европейскими производителями данной продукции.
Латвийский рынок очень маленький, численность населения в 36 раз меньше, чем в Германии, и повысить объем промышленного производства можно только за счет резкого увеличения экспорта. Только быстрое и последовательное изменение всей структуры экономики, привлечение зарубежных инвесторов, готовых создавать в Латвии промышленные предприятия, всемерная поддержка предприятий, способных производить продукцию для внешних рынков, может повысить производительность общественного труда и соответственно привести к повышению уровня жизни большинства жителей страны.
Резкое увеличение экспортного производства увеличит доходы работников, занятых в промышленности и смежных отраслях, и объем налоговых поступлений в бюджет. Рост бюджета позволит повысить оплату труда работников бюджетной сферы. В результате рабочие, инженеры, врачи, учителя смогут больше платить парикмахерам и другим работникам сферы обслуживания, а латвийские парикмахеры будут создавать больше добавленной стоимости.
20 лет спустя, но не рукава
А для читателей, все еще ждущих ответа на поставленный вопрос, попробуем смоделировать процесс роста заработной платы на ближайшие десятилетия, учитывая, что в конце 2010 года официальная средняя зарплата будет составлять 600 евро. Будем руководствоваться оптимистичным вариантом развития экономики: Латвия если не в 2014, то в 2015 году присоединится к еврозоне, и пропадут валютные риски, кредиторы предложат самые льготные условия погашения кредитов, зарубежные инвесторы, довольные экономической и налоговой политикой нового правительства, откроют в Латвии новые промышленные предприятия, которые будут экспортировать свою продукцию на запад и на восток, инфляция не будет превышать 3% и, самое главное, в ближайшие 15- 20 лет не будет глобальных мировых кризисов. В результате через 15- 20 лет средняя зарплата достигнет долгожданных 3000 евро в месяц, стандарты жизни в Латвии приблизятся к уровню жизни старых членов Евросоюза, но еще не достигнут их уровня, ведь и в этих странах экономика будет развиваться, хотя и не так стремительно как в Латвии.
И в конце хочется повторить известную истину: чтобы догнать идущих впереди, нужно двигаться быстрее, чем они.