Испытав беспокойство после отказа США от планов размещения в Польше элементов противоракетной обороны, Варшава использует теперь американские технологии для того, чтобы сделать свои военно-воздушные силы самыми крупными (с большим отрывом) в Центральной Европе.
С того момента как администрация Обамы осенью 2009 года отказалась от имевшихся ранее планов размещения элементов глобальной системы противоракетной обороны в Польше и в Чешской Республике, США очень хотели успокоить немного встревоженную польскую сторону, и они сделали значительные усилия для того, чтобы предложить и ввести в действие новую платформу сотрудничества в области безопасности.
Первый важный этап – размещение зенитно-ракетных комплексов Patriot - был осуществлен на севере Польши в конце прошлого месяца. Сюда относится также расквартирование гарнизона, состоящего из 100 - 150 американских военнослужащих. Этот беспрецедентный шаг, связанный с размещением батарей Patriot на военной базе Моранг (Morag) всего в 60 километрах от российской границы, сразу очень понравился Варшаве, и вызвал озабоченность в Москве.
Одновременно с программой Patriot США хотели также вновь подчеркнуть значимость своих прежних проектов сотрудничества с польскими вооруженными силами, а главный из них – это масштабная программа оснащения польских военно-воздушных сил истребителями F-16.
Среди всех остальных новых членов НАТО Польша, на самом деле, имеет самые крупные военно-воздушные силы, и эта страна больше всего инвестирует средств в обновление и расширение парка самолетов. В сравнении с некоторыми своими соседями в Центральной Европе и в Прибалтике польские военно-воздушные силы могут даже показаться значительными. В то время как некоторые другие страны инвестировали средства в ограниченное количество новых сверхзвуковых истребителей просто для того, чтобы поддерживать автономность наблюдения за своим воздушным пространством, польские военно-воздушные силы способны осуществлять контроль за своим воздушным пространством и выполнять задачи, связанные с противовоздушной обороной, а также достичь нового уровня проекции военной силы – в основном за счет американских технологий.
Научный сотрудник Польского института международных отношений (PISM) в Варшаве доктор Марек Мадей (Marek Madej) прокомментировал в беседе с корреспондентом ISN Security Watch количественный состав польских военно-воздушных сил: «Следует принять во внимание особое геостратегическое положение Польши, а если говорить прямо, то речь идет о близости к границам России. Кроме того, следует учитывать тот факт, что Польша значительно больше как по площади, так и по количеству населения, чем другие ее непосредственные соседи».
Обновление и модернизация
Большая часть польских военно-воздушных сил имеет с точки зрения технологии и количественного состава «двойное происхождение». Помимо приобретения в период с 2006 по 2008 год 48 абсолютно новых сделанных в США истребителей F-16 польские вооруженные силы сохранили и даже расширили доставшиеся им по наследству от эпохи холодной войны российские самолеты Су-22 и Миг-29. Если судить по бумагам, то в распоряжении польских военно-воздушных сил находятся 48 самолетов Су-22, 36 истребителей МиГ-29 и 48 машин F-16. На самом деле это количество немного преувеличено, так как все самолеты «Сухой» должны списать до 2016 года, многие истребители МиГ-29 не поднимаются в воздух и их намеренно держат как доноров для запасных частей при проведении модернизации других машин. Что касается истребителей F-16, то некоторые из них находятся на заключительной фазе оперативного развертывания. Тем не менее, само количество самолетов производит впечатление.
До прибытия первых самолетов F-16 в 2006 году истребители МиГ-29 были основной рабочей лошадкой польских военно-воздушных сил, а также самыми современными реактивными машинами в арсенале этой страны. Польша получила первую партию истребителей МиГ-29 от Советского Союза в 1989 году. С того времени она смогла значительно увеличить парк своих самолетов, заключив различного рода сделки со своими непосредственными соседями, в том числе и о приобретении истребителей МиГ. В 1995 году Чешская Республика отдала Польше 10 самолетов МиГ-29 в обмен на вертолеты «Сокол», а в 2004 году Польша получила еще 23 истребителя МиГ-29 от Германии за символическую цену в 1 евро за каждый, поскольку в это время в Люфтваффе происходила замена истребителей МиГ-29 на «Еврофайтеры» (Eurofighter). Все эти добавления сделали Польшу крупнейшим оператором военно-воздушных сил в НАТО.
С учетом различного рода обновлений и модернизации, проведенных на большинстве самолетов МиГ-29, эти истребители прослужат в военно-воздушных силах Польши по крайней мере до 2015 года, а при дополнительном увеличение срока их службы, возможно, даже и до 2025 года, хотя это потребует в будущем инвестирования дополнительных средств и продолжения технического обновления.
В оперативном отношении истребители МиГ-29 преимущественно выполняют роль перехватчиков, тогда как F-16 считается более гибким многоцелевым истребителем, и поэтому он сможет взять на себя некоторые функции истребителя-бомбардировщика, выполняемые в настоящий момент самолетами Су-22, когда их начнут снимать с вооружения.
Хотя США и пытались продать в техническом отношении более ограниченные варианты F-16 некоторым центрально-европейским странам – например Австрии, Чешской Республике и Венгрии, и часто это были бывшие в употреблении самолеты бельгийских военно-воздушных сил, - все эти попытки оказались безуспешными. Однако исторические военные связи Польши с Соединенными Штатами, а также их всестороннее стратегическое сотрудничество с Вашингтоном – в Ираке, а также на других фронтах, - по сути дела, заранее определили выбор в пользу американского истребителя.
Таким образом, модель F-16 «Блок 52+», которую компания Lockheed Martin поставляет Польше, это не какой-нибудь разбавленный вариант. В действительности это самая современная модель, сделанная по последним стандартам, и в некоторых аспектах она даже превосходит те истребители F-16, которые стоят на вооружении американских военно-воздушных сил. Не удивительно, если учитывать все эти обстоятельства, что первоначальный контракт о продаже Польше истребителей F-16 был подписан в апреле 2003 года сразу после начала войны в Ираке - это была символически высокая точка американо-польских отношений.
Большие амбиции
Первоначально польское руководство планировало приобрести даже 60 истребителей, однако затем это количество было сокращено до 48 по причине финансовых ограничений. В окончательный пакет вошли 36 одноместных и 12 двухместных машин.
Хотя участие истребителей F-16 в международных миссиях НАТО за пределами польских границ и предусмотрено, пока в этих целях использовались только самолеты МиГ-29, в том числе и для патрулирования под командованием НАТО воздушного пространства в балтийском регионе, и эти задания с 2004 года Польша уже выполняла три раза. Эти полеты проводятся по ротационной схеме, и через каждые три месяца эти функции переходят к другому члену альянса.
О том, насколько смелыми являются планы Польши относительно использования этих истребителей в миссиях НАТО за пределами ее территории, можно судить по степени серьезности рассмотрения вопроса о приобретении самолета-заправщика для получения возможности автономно проводить дозаправку в воздухе. В 2008 году, однако, польское руководство вынуждено было отказаться от планов приобретения этого самолета.
Несмотря на это, польское правительство должно будет изучить вопрос об инвестировании средств в приобретение дополнительного количества сверхзвуковых истребителей в следующие пять-десять лет, особенно в тот момент, когда будут сниматься с боевого дежурства самолеты Су-22 и когда истребители МиГ-29 подойдут к окончанию срока эксплуатации.
С американской точки зрения, продажа Польше самолетов F-16 также означает попытку постепенного включения поляков до 2020 года в программу, связанную с унифицированным ударным истребителем F-35. Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности (DSCA) министерства обороны США, в функцию которого входит предоставление помощи при продаже американского военного оборудования иностранным покупателям, уже сделало определенные шаги в этом направлении. Однако в настоящий момент все это лишь попытка выдать желаемое за действительное со стороны DSCA и компании Lockheed Martin, и на официальном уровне поляки еще не начали рассматривать этот вопрос.
Марек Мадей заявил корреспонденту ISN Security Watch: «В настоящий момент у Польши нет серьезных планов относительно участия в программе, связанной с унифицированным ударным истребителем. Польские военно-воздушные силы должны еще продолжить заниматься тем, чтобы привести истребители F-16 в состояние оперативной готовности, и пока рано думать о следующем поколении многоцелевых истребителей».
«Приоритет номер один в области закупок военного оборудования – это приобретение новых учебных самолетов», добавил он.
Учитывая постоянно углубляющееся общее военное сотрудничество между США и Польшей, американские фирмы, конечно же, с удовольствием выполнят этот заказ.