21 год назад китайские власти жестоко подавили выступления студентов на площади Тяньаньмэнь. Было убито несколько сотен или, может быть даже, тысяч граждан страны, требовавших демократизации режима.
Сегодня китайцы о событиях тех лет или не знают, или вспоминать не любят. Политика - это одно, а повседневная жизнь - это другое. Но остаются ли требования тех дней важными для современного Китая, ставшего одной из ведущих индустриальных стран мира? Вот что сказал об этом нашей радиостанции участник студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь, а ныне - научный сотрудник в Париже Чжан Лунь:
Я думаю, что требования 1989 года по-прежнему актуальны для Китая. Это вопросы, которые встают неизбежно, рано или поздно Китай должен будет на них дать ответ. Сегодня в Китае мы видим все больше и больше манифестаций, даже с применением силы. Вы прекрасно знаете, что Китаю не хватает этого общественного пространства, не хватает свободы выражения, юридической независимости. И это вызывает сегодня множество проблем и угрожает будущему Китая. Я думаю, что все китайцы, и не только китайцы, но и иностранцы, напрмер, французы, хотели бы, чтобы Китай развивался мирно, имел бы хорошие отношения с внешним миром. Пока Китай не перевернул страницу 1989 года, его будущее все еще под угрозой.
И многое из того, что мы видим сегодня, - это последствия подавления движения за демократию 1989 года. Именно после этого правительство предоставило чуть больше возможностей для экономического развития, но в то же время сказало людям:"Замолчите!". Такая политика может на какое-то время принести результаты в экономической области, но в долгосрочной перспективе возникают серьезнейшие проблемы, будущее Китая может оказаться под угрозой в любой момент. Нужно смотреть дальше в будущее. Например, в 20-е годы прошлого века все верили, что Советский Союз - друг человечества. Сегодня прошло 80 лет, и все знают, что это была катастрофа. Так что, люди, которые делают сегодня выводы, основываясь на некоторых экономических результатах Китая, проявляют недальновидность.