Мы не знаем, как Барак Обама отреагировал, узнав о том, что произошло, когда израильские коммандос высадились на корабле, направлявшемся в Газу с гуманитарной миссией. Но если он при этом грязно выругался, то у него для этого были все основания.
Израиль постепенно становится для Обамы самой большой внешнеполитической проблемой. Дела идут все хуже и хуже. Обама еще не успел переехать в Белый дом, а Израиль уже начал в Газе операцию «Литой свинец».
ХАМАС в результате операции почти не пострадал. Зато очень сильно пострадала и без того подмоченная репутация Израиля на международной арене.
Телевидение и газеты сегодня не решаются публиковать кадры, сделанные в зоне боевых действий. Зато в Интернете любой желающий мог увидеть фотографии с телами 40 с лишним палестинцев, которые погибли, когда 6 января 2009 года израильский снаряд угодил в здание школы ООН в Газе. Зрелище не самое приятное.
Израиль прекратил военную операцию как раз накануне инаугурации, чтобы весь мир мог спокойно посмотреть, как Барак Обама будет приносить присягу. Но ни Израиль, ни ХАМАС не считали конфликт исчерпанным.
При этом ХАМАС не представляет экзистенциальной угрозы для Израиля. Такая угроза, по заявлениям Израиля, исходит от Ирана. Израилю очень хочется нанести по Ирану такой же авиаудар, как по Саддаму Хусейну в 1981 году, когда израильская авиация разбомбила иракский ядерный реактор в Осираке.
Мы не знаем, каковы истинные намерения иранцев, но одно можно сказать с уверенностью: они сделали выводы из случившегося. Их ядерные объекты спрятаны глубоко под землей. К тому же географически Иран намного дальше от Израиля, чем Ирак.
Поэтому в случае с Ираном у Израиля есть только два варианта: либо, как говорится, "простить и забыть", либо обратиться за военной помощью к США.
Простить и забыть не получится по политическим соображениям. У израильтян вся национальная психология зиждется на том, что Израиль действует в отношении своих врагов очень жестко. Всегда. Как бы его потом ни критиковали. Но об этом чуть позже. Военная операция с привлечением американцев поначалу не казалась таким уж невероятным вариантом.
В конце концов, бомбил же Билл Клинтон Югославию в течение 100 дней, разрушая не только казармы, но и мосты, и телецентр, и даже китайское посольство ("Ой, извините, мы не в вас целились!"). Джордж Буш-младший тоже не ограничивал себя использованием высокоточного оружия. Когда началась война в Афганистане, бомбардировщики В-52 тоннами сбрасывали на Талибан самые обычные бомбы. Чуть позже началась война в Ираке, и там уже американские ВВС бомбили чем попало и где попало. Но тут есть одна проблема.
В отличие от своих предшественников, Барак Обама, похоже, не хочет войти в историю как человек, отдавший приказ о бомбардировке. Санкции против Ирана - да. Но военная операция — извините!
К тому же, Обама, похоже, читает законы и договоры. В одном из таких документов четко говорится, что Россия имеет право поставлять Ирану оборонительные виды вооружения, в том числе мощные зенитно-ракетные комплексы С-300. Конечно, эта система еще не испытывалась в боевой обстановке, но если она будет развернута в Иране, у Израиля не останется даже теоретических шансов нанести эффективный авиаудар по объектам в Иране. И Обама не стал использовать все имеющиеся у него рычаги давления. Он не звонит российскому президенту Дмитрию Медведеву и не угрожает наложить эмбарго на поставки бигмаков и кока-колы в Россию.
Это просто немыслимо! Возмутительно! Разве Израиль не самый преданный союзник, который когда-либо был у США?
Но и это еще не всё. С этим подозрительным персонажем Обамой ситуация день ото дня становится все хуже и хуже.
В Америке уже не первое десятилетие существует организация, которая называется AIPAC - Американо-израильский комитет по общественным связям. AIPAC объединяет все произраильские силы в вашингтонских коридорах власти. Организация, естественно, свято верит: все, что хорошо для Тель-Авива, хорошо и для Америки, и настойчиво убеждает в этом других.
Так было раньше, но недавно в США появилась новая организация под названием J Street. Эти друзья почему-то отказываются идти на поводу у Тель-Авива и вместо этого говорят об урегулировании арабо-израильского конфликта и об установлении мира.
Конечно, среди евреев всегда были диссиденты, которым не нравилась политика Израиля в целом и его поведение на оккупированных территориях в частности. Достаточно назвать имена Ноама Хомского и Нормана Финкельштейна.
Но с J Street все гораздо серьезнее. В организации много людей, которые помогали Обаме прийти к власти. В прошлом году одна из них, Ханна Розенталь, была назначена на вроде бы не очень видную, но на самом деле очень важную должность. С ноября она работает в администрации Обамы спецпредставителем по борьбе с антисемитизмом.
Угадайте, каков был ее первый поступок в новой должности? Она обрушилась с критикой на израильского посла в Вашингтоне, которым позволил себе нападки на активистов J Street, фактически обозвав их "наивными пацифистами".
Потом был визит израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Вашингтон, который с треском провалился по всем статьям.
И вот пожалуйста - теперь еще и нападение на шумную, но беззащитную флотилию; девять активистов убито (на данный момент неизвестно, есть ли среди них граждане США; если есть, дела совсем плохи); второй визит Нетаньяху отменен - и что теперь будет с американо-израильским сотрудничеством, совершенно непонятно.
Похоже, Тель-Авив заигрался и все испортил. Он упустил из виду, что во внешней политике Обама всерьез намерен в большей степени ориентироваться на международное право и в меньшей степени - на старых союзников.