Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Диспетчер неверно вел ТУ-154

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАэродром "Северный" под Смоленском
Аэродром Северный под Смоленском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За 25 секунд до катастрофы контрольная вышка в Смоленске не должна была давать команду "2 на курсе и по глиссаде". По мнению работающих со следствием экспертов, верная команда должна звучать "2 на курсе и под глиссадой". Тогда почему диспетчер неверно вел ТУ-154?

За 25 секунд до катастрофы контрольная вышка в Смоленске не должна была давать команду "2 на курсе и по глиссаде". По мнению работающих со следствием экспертов, верная команда должна звучать "2 на курсе и под глиссадой". Тогда почему диспетчер неверно вел ТУ-154?

Польская военная комиссия и прокуроры допускают, что российский диспетчер подавал экипажу неверные данные. Эксперты подозревают, что причина этого кроется в посадочном радаре.

Неверно, но без умысла

На протяжении четырех километров российский диспетчер держал экипаж в уверенности, что ТУ-154 находится на глиссаде, то есть, в момент захода на посадку летит на соответствующей высоте. Так было еще на расстоянии 2 километров от взлетно-посадочной полосы. Тогда навигатор президентского самолета констатировал, что они находятся на высоте 100 метров. Это было за 25,5 секунд до катастрофы, которая произошла на расстоянии 1100 метров от полосы. Прокуратура в рамках правовой помощи подаст запрос на получение записей радара.

– Мы не знаем, есть ли они вообще, но нам было бы нужно получить оригиналы записей, - неофициально сообщил нам один из военных прокуроров.

Радар – ключ к разгадке

Ключ к решению загадки смоленской катастрофы, по мнению экспертов, в расширении радара. Нужно проверить, насколько большое отклонение от глиссады мог зафиксировать радар. Из расчетов следует, что ТУ-154М отклонился настолько сильно, что исправный радар должен был это зарегистрировать.

– Если бы команда российского диспетчера звучала "2 на курсе и под глиссаду", тогда у них был бы реальный шанс выйти из затруднительного положения, - говорит один из членов польской комиссии по расследованию причин катастрофы.

Первые расчеты, которые сделали наши эксперты, работающие для комиссии, показали, что за 2 километра от аэродрома самолет, действительно, находился на высоте 100 метров над землей. Эксперты опирались на данные о скорости и высоте из опубликованных стенограмм.  Но эти данные не объясняют, как стало возможно, что через следующие 900 метров самолет ударился о землю.

- Появляется вопрос, было ли это действительно 100 метров относительно полосы, как это должно быть, - сказал нам один и экспертов. Но если это так, самолет не имел права разбиться. Так что все указывает на то, что это было расстояние между самолетом и землей на данный момент.

Диспетчеры хотели, чтобы они не садились

Ответов на эти вопросы в опубликованных стенограммах переговоров пилотов нет. Неизвестно, считывал ли навигатор параметры высоты с радиовысотомера или с барометрического высотомера: по правилам, он должен подавать данные со второго. Перед посадкой именно в этот прибор вводятся данные об атмосферном давлении на поверхности посадочной полосы. Благодаря этому во время захода на посадку навигатор определяет точнее расстояние от земли. В таком случае даже глубокий овраг перед аэродромом "Северный" не обманул бы польский экипаж. Согласно стенограмме в 10:24:58,9 российский диспетчер сообщил экипажу данные о давлении на уровне аэродрома под Смоленском – 745. Только неизвестно, были ли эти показатели верными. 

Как сообщал в своей новостной программе телеканал TVP, один из диспетчеров признался на допросе, что экипажу ТУ-154 сообщались ложные данные об уровне облачности над аэродромом, отличающиеся от фактических в худшую сторону. Все это для того, чтобы склонить пилотов отказаться от захода на посадку.