Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Победой на выборах Ярослав Качиньский будет обязан смоленской трагедии

© REUTERS/Katarina Stoltz/FilesЛех и Ярослав Качиньские
Лех и Ярослав Качиньские
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трагическая история Польши в XX веке была краеугольным камнем национальной и внешней политики Леха Качиньского. И на эту же основу опирается и брат покойного президента Ярослав в преддверии выборов 20 июня. Польские эксперты полагают, что именно катастрофа под Смоленском повысила шансы брата-близнеца погибшего президента на победу в президентской гонке.

Трагическая история Польши в XX веке была краеугольным камнем национальной и внешней политики Леха Качиньского. И на эту же основу опирается и брат покойного президента Ярослав в преддверии выборов 20 июня. Братья-близнецы использовали историю не только для напоминания о соседнем России и Германии, о месте их страны в сердце Европы, но и для борьбы с теми, кто противился их консервативной и националистической политической линии.

 

Ярослав, не пользовавшийся особой популярностью при жизни брата, сейчас невольно оказался в центре внимания, и показатели его поддержки неуклонно растут, делая исход выборов все менее предсказуемым.
 
МИХАЛ КАРНОВСКИЙ, журналист и биограф близнецов Качиньских: Если Ярослав Качиньский выиграет выборы, этой победой он, несомненно, будет обязан Смоленской трагедии. Без этого у него не было ни малейших шансов. Он был, скорее, непопулярным политиком. Его брат – другое дело. Лех был очень харизматичным человеком, и определенные шансы вновь стать Президентом Польши у него были. Но популярность Ярослава, вообще его место в обществе сейчас – это прямой результат катастрофы под Смоленском.
 
Эта трагедия глубоко потрясла нацию. В одночасье страна лишилась президента, первой леди и значительной части правящей элиты. И, разумеется, то, что на место ушедшего политика встает его брат-близнец, не может оставить 38 миллионов поляков равнодушными.
 
В рамках кампании Ярослав не дает интервью прессе. Его послание обращено напрямую избирателям, и он обещает довести начатое Лехом до конца.
 
ЯРОСЛАВ КАЧИНЬСКИЙ, кандидат в президенты, «Закон и справедливость»: Я намерен продолжить дело моего брата. Не знаю, насколько у меня это получится. Это зависит не от меня. Но мне кажется, что это мой долг перед всей страной, а также и перед ушедшими, и перед моим братом, прежде всего.
 
На защите страны по следам брата. И несмотря на предупреждения соперников Качиньского о наступающей с ним волне национализма, для его сторонников он патриот.
 
ЖИТЕЛЬНИЦА: Он сумеет отстоять интересы нашей страны от гегемонии других европейских государств. Он должным образом представит наши позиции на саммитах ЕС. Он не сдастся, как бы ни пытались его очернить противники. Он говорит от всего сердца, ничего не прячет.
 
ЖИТЕЛЬ: Я вижу, как ему трудно, какая сложная ему выпала миссия. Но мы, поляки, должны гордо заявить: мы граждане суверенной страны, а не горстка сбившихся с толку избирателей.
 
Нынешняя избирательная кампания до предела насыщена эмоциями, и главному сопернику Качиньского, Брониславу Коморовскому, приходится это учитывать. Мы сопровождаем Коморовского на встречу с подростками, которые вынуждены были покинуть свои дома под Варшавой из-за разрушительных наводнений.
 
Коморовский, маршал Сейма Польши, исполнял обязанности президента страны с момента катастрофы под Смоленском. На выборах он представляет проевропейскую либеральную партию «Гражданская платформа». До гибели Леха Качиньского все были уверены, что из президентской дуэли двух политиков победителем легко выйдет Коморовский.
 
Но сегодня он признает, что глубокие раны, которые оставила в душе поляков эта трагедия, еще слишком свежи.
 
БРОНИСЛАВ КОМОРОВСКИЙ, кандидат в президенты, «Гражданская платформа»: Это очень необычная кампания. Она отмечена сразу двумя драмами: гибелью президента и его окружения, но также непрекращающимися наводнениями. Все это, с одной стороны, ограничивает кампанию в том, что касается работы с электоратом. В какие-то регионы сейчас попросту не добраться. Но также смягчает ее, поскольку на фоне этой человеческой драмы нельзя как ни в чем не бывало продолжать долбить людей по голове политическими лозунгами.
 
Несмотря на то что в избирательные бюллетени внесены десять кандидатов, президентская гонка сводится к противостоянию этих двух политиков. Коморовский пока лидирует в опросах, но Ярослав Качиньский сокращает отрыв. Все идет к тому, что для выявления победителя понадобится второй тур, запланированный на 4 июля. Мнения избирателей, как водится, диаметрально противоположны.
 
ЖИТЕЛЬ: Ярослав. Другого выбора быть не может, это самый лучший кандидат сейчас.
 
ЖИТЕЛЬНИЦА: Гибель пана Леха Качиньского не означает, что его брат автоматически должен стать кандидатом. Давайте говорить начистоту: он был весьма посредственным премьер-министром. Так что не думаю, чтобы из него получился хороший президент.
 
ЖИТЕЛЬНИЦА: Катастрофа - это, конечно, трагедия. Но на выбор руководителя страны на будущие пять лет она не должна оказывать никакого влияния.
 
ЖИТЕЛЬНИЦА: В основном, как вам, наверное, известно, Качиньский олицетворяет собой политику, которая оглядывается на прошлое. Но, мне кажется, что президент должен, напротив, больше думать о будущем страны, не сосредотачиваясь чрезмерно на давних историях, не стоит бередить старые раны.
 
Но на улицах Варшавы немало напоминаний о трагической истории Польши. Как, например, этот памятник жертвам нацистской и советской оккупации. И участникам президентской кампании, нацеленной в будущее, не так-то просто выйти из тени прошлого.
 
Перевод выполнен ИноТВ.