Кооперация экономик Украины и России в последнее время набирает стремительные обороты. После довольно долгого застоя в этой сфере сотрудничество выходит на качественно новый этап. Особенно это заметно в авиастроении, где традиционно были крепки связи двух стран.
Интеграция авиапромышленных комплексов Украины и РФ должна проходить поэтапно, заявил министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников.
И каковы же эти этапы? Отвечая на этот вопрос, министр сказал: «Основные этапы: с долевым участием 50 на 50 создание совместного предприятия между ГАК «Антонов» и «ОАК» с функциями управляющей структуры для формирования общей политики закупок, координации логистики, маркетинга, продаж, кооперации производства, участия в разработке новых самолетов, в том числе для новых заказчиков». При этом Колесников подчеркнул: «Передача сторонами каких-либо материальных или нематериальных активов в уставный капитал СП не предусмотрена, и это принципиальный момент».
«Следующий этап — это разработка и унификация нормативной базы, формирование общей инвестиционной политики, — добавил министр. — И только после этого мы рассматриваем возможность создания хозяйственного общества на паритетных (50 на 50) и взаимовыгодных условиях. В настоящее время наши предложения по интеграции находятся на рассмотрении российской стороны. Понятно, что это процесс не одного дня, поэтому говорить о каких-то сроках преждевременно».
Как сообщил Дмитрий Колесников, по итогам проведения в апреле подкомиссии по вопросам промышленной политики украинско-российской межгосударственной комиссии, сторонами достигнута договоренность о создании до 1 июня рабочей группы по вопросам интеграции ГАК «Антонов» и ОАО «ОАК». «С украинской стороны рабочую группу возглавил мой заместитель и глава агентства по вопросам ОПК Константин Кучер, с российской, как предполагается, ее возглавит замминистра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. На днях, 4 июня, в Москве состоялась рабочая встреча, в рамках которой обсуждались практические шаги сотрудничества между Украиной и РФ в авиа- и судостроении. В Киеве также побывала группа российских экспертов для обсуждения нормативных аспектов интеграции. А 20 июня в Москве мы планируем проведение совместного заседания рабочих групп».
По словам министра, согласно договоренности до ноября рабочая группа должна представить модель интеграции для проведения на постоянной основе согласованной маркетинговой политики в области авиационной техники на рынках СНГ и дальнего зарубежья. Ранее сообщалось, что «Объединенная авиастроительная компания» (ОАК) совместно с украинской компанией «Антонов» создаст совместное предприятие по продаже и обслуживанию самолетов марки «Ан», а также комплектующих к ним.
В то же время президент Украины Виктор Янукович уже заявил, что сотрудничество украинского авиапрома с российской стороной необходимо, иначе «Антонов» навсегда останется «артелью». По его мнению, в реализации общих проектов с РФ, в частности, в отрасли самолетостроения, есть «намного больше преимуществ, чем недостатков». Янукович также привел примеры интеграции авиационных отраслей ведущих стран мира, «которые работают с перспективой, а мы топчемся на месте». «Поэтому, безусловно, нужно принимать решение, и оно обязательно найдется, которое устроит и Украину, и Россию», — уверен глава украинского государства. Он также подчеркнул, что в этом вопросе будет принято «справедливое решение».
Напомним, Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали соглашение по авиапрому. По данным СМИ, по предложению Москвы авиапредприятия должны объединяться не путем создания нового равноправного субъекта, а путем поглощения россиянами украинских активов. Так, Россия настаивает, чтобы «Антонов» передал им в уставный капитал свой контрольный пакет. В то же время украинские эксперты утверждают, что речь идет не о поглощении, а о технической кооперации.