Холодная война закончилась, и внешняя политика не является игрой с нулевой суммой. В этом предложении – суть того, что столица Турции неустанно повторяет в ответ на аргументы и споры о том, что Турция якобы отходит от западного мира по причине неуместных внешнеполитических шагов, предпринятых правительством.
В прошлую среду к этим дебатам присоединился министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates), который отметил, что отказ Европейского Союза от того, чтобы предложить Турции в ускоренном порядке стать членом этой организации, частично стал причиной сдвига во внешней политике Турции, а также ухудшения ее отношений с Израилем. «Я лично считаю, что, если и есть какой-то смысл в том, чтобы говорить о движении Турции, как вы говорите, в сторону востока, то он состоит в том, что ее, по моему мнению, в большой степени туда толкали, и ее толкали туда некоторые люди в Европе, которые не желают дать Турции ту органическую связь с Западом, к которой она стремится», - заявил Гейтс в беседе с репортерами в Лондоне.
«Мы должны интенсивно и в течение долгого времени поразмыслить над тем, почему эти события происходят в Турции, и что можно было бы этому противопоставить и усилить таким образом ее связи с Западом, заинтересовав в этом в большей степени турецких лидеров и повысив значимость для них этих процессов».
По мнению Стивена Кинцера (Stephen Kinzer), возглавлявшего работу корпункта газеты New York Times в Турции в течение четырех лет с 1996 года, за этими трениями между Соединенными Штатами и Турцией стоит более серьезный вопрос об отношении к ближневосточному кризису. «Турция говорит Соединенным Штатам: «Холодная война закончилась. Нужно больше думать о сотрудничестве, и мы можем в этом помочь». Однако США не готовы принять это предложение», - подчеркивает Кинцер, мнение которого приводится в статье, опубликованной в газете New York Times на прошлой неделе.
В этой статье нынешний глава корпункта газеты предпочел назвать сговорчивым союзником США, превратившимся теперь в проблему.
На самом деле, замечание Гейтса последовало по прошествии более чем года с тех пор, как сам президент США назвал Турцию частью Европы, а также подтвердил ключевую роль Турции во время своей речи в турецком парламенте.
«Я знаю, что есть люди, которые любят поспорить о будущем Турции. Они считают, что ваша страна находится на пересечении континентов, и на нее оказывали большое влияние события истории. Они знают, что это то место, где сходятся цивилизации, а также встречаются различные народы. И они задают себе вопрос о том, будут ли вас тянуть в одну или в другую сторону», - отметил Обама в своей речи, произнесенной им 6 апреля 2009 года.
«Однако я считаю, что существуют некоторые вещи, которые они не понимают: величие Турции состоит в вашей способности находиться в центре событий. Это не место раздела между Востоком и Западом – это место, где они встречаются друг с другом: в красоте вашей культуры, в богатстве вашей истории, в силе вашей демократии, в ваших надеждах на завтрашний день», - отметил он.
Уже дискредитировавшая себя кампания
Спустя некоторое время после этого визита высокопоставленный турецкий дипломат на условиях анонимности заявил в беседе с корреспондентом Sunday’s Zaman: «Во время встреч американских и турецких официальных лиц в ходе визита Обамы обе стороны подтвердили, что утверждения некоторых расположенных в США исследовательских центров о том, что Турция якобы отходит от Запада, не соответствуют действительности».
Но, однако, дебаты на эту тему продолжаются и сегодня.
Профессиональные дипломаты не могут себе позволить роскошь устать от часто повторяемых вопросов относительно одного предмета. Вместе с тем, приводя один и тот же аргумент в соответствии с принципом последовательности, исповедуемым страной, им, возможно, следует находить более оригинальные ответы, отличные от того, что они говорили раньше. При этом они могут надеяться на то, что на этот раз сторона, задающая вопрос, сможет понять суть этих аргументов.
Ранее на этой неделе одна французская журналистка, чья родина является одним из основателей Евросоюза, задала вопрос высокопоставленному турецкому дипломату во время освещения третий встречи на министерском уровне Форума турецко-арабского сотрудничества (TAC), а также пятой встречи Экономического форума TAC, проходивших одновременно в Стамбуле. Упомянув принятое во время работы Экономического форума TAC решение о создании Турцией, а также такими арабскими государствами, как Сирия, Иордания и Ливан, совета по сотрудничеству с целью создания «зоны свободного передвижения товаров и людей», журналистка спросила дипломата, можно ли интерпретировать запланированное создание этого совета как доказательство того, что Турция становится «восточным» государством?
«Если бы у нас было хоть малейшее желание стать чем бы то ни было - допустим, как вы говорите, «восточным» государством - стали бы мы использовать для этого разработанные на Западе концепции?», - в свою очередь спросил дипломат.
Он напомнил журналистке о том, что Роберт Шуман (Robert Schuman) – компетентный юрист и министр иностранных дел Франции в период с 1948 по 1952 год, а также человек, считающийся одним из отцов-основателей европейского единства, - может рассматриваться как разработчик основополагающих принципов – свободное передвижение товаров, капитала, услуг и людей, - лежащих в основе философии союза, объединяющего сегодня 27 государств.
«Европа не будет построена за один день и она не будет результатом реализации некой общей схемы; она будет построена при помощи практических достижений, которые сначала создают общую цель», - заявил Шуман 9 мая 1950 года.
9 мая теперь отмечается как «День Европы», а Турция, являющаяся кандидатом на вступление в Евросоюз, участвует в этих торжественных мероприятиях с 1999 года.
«Турция теперь реализует в своем регионе идеи, сформулированные в 1950 году, и делает это собственными силами, не являясь членом Евросоюза. Означает ли это «восточность»?, - спросил дипломат журналистку.
«Эти страны являются нашими соседями, и это на самом деле так, и здесь не нужны выражения и разные эпитеты вроде «европейская политика соседства». Члены Евросоюза являются соседями на основании «аббревиатур» или «эпитетов», а в данном случае речь идет о наших реальных соседях, с которыми у нас есть общая граница. Вот почему мы способны говорить на том языке, на котором говорят Иран и Сирия, а также способны его понимать. Можно ли это назвать восточностью?»
Причинные связи
На Экономическом форуме TAC министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu) заявил, что организаторы приглашают всех присоединиться к «зоне свободного перемещения товаров и людей», которая, по его мнению, не должна рассматриваться как альтернатива Евросоюзу.
Турция по-прежнему стремится к тому, чтобы стать членом Евросоюза, однако этот блок «не может ограничивать отношения (Турции) со своими соседями, и ему не следует этого делать», подчеркнул Давутоглу.
По словам официального представителя Министерства иностранных дел Турции Бурака Озюгергина (Burak Ozugergin), аргументы, говорящие о том, что Евросоюз « в определенном смысле» оттолкнул Турцию, соответствуют действительности, поскольку отношение к Турции было несправедливым – особенно благодаря некоторым «sui generis» (лат.: своеобразный - прим. перев.) политическим фигурам, использовавшим турецкий вопрос для того, чтобы набрать у себя дома политические очки.
«Это математическая истина. Однако устанавливать причинную связь между этим фактом и региональными усилиями Турции было бы совершенно неверно, - заявил Озюгергин в интервью Sunday’s Zaman. - Турция не предпринимает определенные действия внутри региона в качестве ответа на сложившееся в Евросоюзе мнение. Эти усилия являются частью региональных планов Турции, и она будет пытаться использовать создаваемую благодаря усилиям Турции синергию в этом регионе», - добавил Озюгергин.
Статьи и аналитические материалы, написанные год назад или даже еще раньше, могут не потерять своего значения и сегодня. Такого рода материал содержится в статье от 29 декабря 2009 года, в которой основное внимание уделяется рассматриваемому здесь вопросу. Она была написана аналитиком во внешнеполитическим вопросам Соли Озелем (Soli Ozel) и называлась она «Турецкая Западность – вперед и назад».
«Независимо от того, отворачивается ли Турция от Запада или нет, это часто задаваемый вопрос и широко обсуждаемая тема. Особенно часто его стали задавать после реакции Турции на нападение Израиля на Хамас в Газе. Турция продолжает оставаться в стратегическом отношении страной, ориентированной на Запад, и проводимое в отношении организации «Эргенекон» (Ergenekon) расследование подтверждает ее атлантическую направленность. В то же время западные союзники Турции должны критично взглянуть на собственные дела и затем спросить себя, достаточно ли собственно стратегической «западности» Турции? От того, как партнеры Турции относятся к этому вопросу, а также от того, уделяют ли они необходимое время и энергию для выстраивания своих отношений с Турцией, и будет зависеть то, как Турция в конечном итоге будет развиваться, а, возможно, даже больше», - подчеркивает Озель в своей статье.
Кажется, настало подходящее время для союзников Турции в Вашингтоне и в странах Евросоюза, а также для ведущих постоянных газетных рубрик, лидеров общественного мнения и политиков внутри Турции, поверивших в упоминавшееся уже изменение в ориентации внешней политики Турции. Они должны взглянуть свежим взглядом на аргументы Озеля, не забывая при этом о взаимозависимости между дебатами вокруг внешней и внутренней политики Турции.
Ставшие известными на этой неделе высказывания Давутоглу, содержащиеся в его ответе на вопрос о том, происходит или нет изменение в ориентации внешней политики Турции, в действительности указывают на необходимость подобного род свежего взгляда, а также на фокусирование внимания на взаимосвязи между дебатами по поводу внешней и внутренней политики Турции.
Отметив, что они никогда не говорили об «отбрасывании европейского идеала», Давутоглу добавил, что критикующие в этом отношении Турцию люди должны обеспечить восторженный уровень поддержки пакету конституционных реформ в Турции.