Судя по открытой для прессы части двусторонних переговоров, которые в минувшую пятницу провел в Москве президент Беларуси, Александру Лукашенко за один вечер удалось дважды поужинать - и с президентом России Дмитрием Медведевым, и с премьер-министром Владимиром Путиным. Редкая удача. О содержательной и результативной части переговоров, состоявшихся в Москве, никакой информации - на момент подписания этого номера в печать - в СМИ не просочилось. Что, впрочем, тоже может расцениваться как результат, а точнее, его отсутствие.
И было бы странно, если бы все сложилось иначе, учитывая, насколько хорошо партнеры изучили друг друга, а также характер проблем, стоящих перед ними.
Даже квалификацией белорусско-российских отношений Александр Лукашенко вряд ли удивил Дмитрия Медведева. «Мы можем вывести наши отношения не только на партнерский уровень - я терпеть не могу это название, у нас - союзнические отношения», - сообщил белорусский лидер. Но выше союзничества может быть только слияние. К чему Лукашенко явно не стремится.
Его интересуют только поставки нефти и газа в республику по внутрироссийским ценам. И в этом свете фраза Лени Голубкова, известного персонажа из рекламных роликов про финансовую пирамиду МММ, - «Мы не халявщики, а партнеры» - может звучать по-новому: «Мы не партнеры, а союзники». Настаивая на подобной трактовке, белорусский президент, надо полагать, не теряет надежд на то, что все последствия, вытекающие из этой фразы, будут опять оплачены Москвой.
Но Минск не хочет ждать до 1 января 2012г. (даты создания единого экономического пространства) и настаивает на восстановлении практики беспошлинных поставок нефти как непременного условия присоединения к Таможенному союзу, начинающему реально функционировать с 1 июля нынешнего года. Однако сегодня на дворе 2010г., а не середина лихих 90-х гг., когда союзничество оплачивалось по более щедрым расценкам. Поэтому Кремль готов поставить крест на исчерпавшем себя проекте под названием «союзное государство», заменив его Таможенным союзом России с Казахстаном.
Именно об этом говорил на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе, посол России в Беларуси Александр Суриков. «Если Беларусь не подпишет этот документ, то получается Таможенный союз двух государств - России и Казахстана. По всему его периметру выстраивается граница. Какие дальше осложнения возникают при переезде таможенной границы, всем понятно - это санитарные осложнения, ветеринарные, таможенные», - предупредил Суриков. Поэтому российский посол предложил белорусскому руководству «внимательно рассмотреть, что может произойти, если Беларусь окажется за чертой Таможенного союза Россия - Казахстан». Если Беларусь не присоединится к новому Таможенному союзу, «будет крайне сложно сохранить ситуацию, которая сложилась в союзном государстве Беларуси и России».
Серьезные заявления, наглядно демонстрирующие глубину кризиса, переживаемого союзным государством. Это уже не частный спор о ценах на нефть или газ, как может на первый взгляд показаться из Минска. Иначе бы его тут не пытались решить с помощью Экономического суда СНГ или путем очередных предложений по продаже нефтегазовых активов. Москва принципиально не собирается уступать в вопросе экспортных пошлин на нефть и не желает обменивать газовый долг на контрольный пакет акций «Белтрансгаза». Действуя подобным образом, российское руководство хочет не денег от республики, а, прежде всего, добивается ясности в вопросе стратегического партнерства с Беларусью.
И подтвердить эти намерения белорусский президент может, но не очередной порцией братской риторики, а только безусловным согласием на участие в Таможенном союзе пока еще двух государств - России и Казахстана. Ничего другого от «юриста» Дмитрия Медведева и «битого волка» Владимира Путина услышать в Москве Александр Лукашенко не мог. Такова официальная позиция российских властей, на которую главе Беларуси предстоит отреагировать, приняв очень ответственное, но сравнительно несложное экономическое решение.
Каким оно будет, догадаться несложно. В случае присоединения Беларуси к Таможенному союзу равных условий хозяйствования стране придется дожидаться 1,5 года - вплоть до момента создания ЕЭП. Что, в принципе, неприятно, но не смертельно для экономики республики, поскольку частично будут сохранены преференции, действующие при поставках энергоносителей в Беларусь. Если же белорусское руководство откажется от участия в Таможенном союзе, то поздний ужин, которым Путин накормил Лукашенко, может оказаться для них, как для союзников, прощальным.
Забот у белорусского лидера сразу прибавится. Где-то ведь придется искать достойную замену российскому рынку, с которым связано 48,6% белорусского внешнеторгового оборота. Фантастическая задача, решить которую без масштабного участия западного капитала практически невозможно. Да и не будет никто на Западе приобретать изделия белорусской индустрии даже в обмен на самую крепкую дружбу, так же как и дотировать белорусскую экономику. Как верно сказал Александр Лукашенко на заре своей президентской юности: «Нас там никто не ждет».
И с тех пор ничего не изменилось. В кризис двери на рынки еще плотнее закрывают. Зато Россия очень быстро переживет потерю 5-процентной доли, которую должна была привнести Беларусь в совокупный ВВП трех стран, собиравшихся сформировать Таможенный союз. Москва просто начнет крепить интеграцию с Астаной, как некогда делала это с Минском. А для перегонки казахстанской нефти очень пригодится российский трубопровод БТС-2, достраиваемый в обход Беларуси. Газ же потечет по трубам Nord Stream. Российский бюджет сэкономит еще несколько миллиардов, поскольку будет полностью избавлен от дотирования поставок нефти и газа в Беларусь. В то время как жителям Беларуси придется привыкать не к европейским ценам на моторное топливо и коммунальным тарифам на ЖКУ. Впрочем, до 1 июля еще есть время, чтобы сделать правильный выбор.
«У нас сегодня должен состояться откровенный разговор. Что касается Таможенного союза, вы сказали о неких противоречиях, - они действительно существуют, но неразрешимых вопросов в отношениях между нами абсолютно нет. И то, что мы сегодня в состоянии развязать эти узлы, - это так», - сказал Александр Лукашенко перед переговорами с Медведевым. И заверил: «У нас очень близкие отношения, и мы готовы в этом плане прибавить».