Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грязный день

© коллаж ИноСМИлатвия
латвия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
17 июня у нас день несмываемого позора и отвращения. Черные ленточки, которые привязывают к государственным флагам, не выскажут глубокую суть этого дня. Ленточки так же формальны, как и любой государственный атрибут, потому что угнетенная кризисом публика их просто не замечает или даже высмеивает.

17 июня у нас день несмываемого позора и отвращения. Черные ленточки, которые привязывают к государственным флагам, не выскажут глубокую суть этого дня. Ленточки так же формальны, как и любой государственный атрибут, потому что угнетенная кризисом публика их просто не замечает или даже высмеивает.

«Что, опять день траура?» - такие, похожие на презрительные плевки слова, бросят некоторые активные члены общества. Я бы не стала утверждать, что главным оттенком 17 июня – дня оккупации Латвии – является траур. Я бы сказала так: этот день - напоминание о наивности, мягкотелости и легковерии латышей. Этот день – напоминание о той цене, которую мы заплатили, пятьдесят лет изображая охваченное советским счастьем общество.

Мы, конечно, изображаем и сейчас: демократическое, европейское государство, в котором живут довольные люди, у которых, не будем отрицать, есть свои проблемы, но они же решаемы, не так ли? Раньше свой пар недовольства мы могли выпустить на кухонных политинформациях, теперь эту задачу выполняет возможность комментировать в Интернете. Только ничего не меняется: сегодняшнее государственное унижение, которое носители власти обращают против населения, точно такое же, как в советские времена: они, бряцая именем закона, вынуждают нас делать то, что сами придумали правильным; в свою очередь, мы, молча, соглашаемся.  Разница только в том, что тогда это делали «чужие», теперь это делают «свои».

Так же и с властями, которые здесь правили или правят. В 1938 году Главное управление безопасности Германии констатировало, что Латвия и остальные страны Балтии «достаточно бесперспективные образования». В Латвии низкая рождаемость, поэтому народ постепенно вымирает, однако свято место, хоть смейся, пусто не бывает: сюда ведь придут другие, для кого эта чудесная земля казалась, словно медом намазанной! В свою очередь, в 1941 году отпрыск купеческого рода балтийских немцев рейхсминистр Германии по восточным вопросам Альфред Розенберг писал: «Можно понять, что латышский народ в 1918 году стремился к независимости, потому что Латвия была европейски ориентированной и стремилась вырваться из России. Теперь времена изменились, и независимое государство дорого стоит: надо содержать армию и правительство. Зачем это латышам нужно? Пусть они ухаживают за своей землей и культурой, а государственные дела возьмем мы – Германия». Вместо «Германии» можно написать «Брюссель», «Москва» и так далее - суть в действительности не изменится.

То, что оккупацию Латвии Советский Союз готовил задолго до 17 июня 1940 года – еще в конце 30-х годов, тоже известно. И наивным было согласие президента государства заключить 5 октября 1939 года договор о взаимопомощи с русскими - о размещении военных баз СССР в Латвийской Республике. Нападение 15 июня следующего года на границу Латвийской Республики, убийство пограничников и мирных жителей, чтобы 17 июня маршем войти в Ригу, - это были лишь вопросы технического характера, что русские блестяще выполнили. 17 июня над Ригой реяли летательные аппараты советских оккупантов, чтобы в случае сопротивления частей местной армии начать бомбардировку латвийской столицы.

Советские танки разместились на Привокзальной площади, и первыми, кто их приветствовал, были Теодор Борисов и Йедель Йоффе. Бросали цветы на танки также рабочие Александр Пьянко и Александр Калинин. Тогдашний префект Риги Карлис Яунарайс силами полиции пытался прекратить действия пьяных «приветствователей», однако толпа росла, и полиция оказалась слишком слабой. Хулиганов – всего 26 человек – задержали. Среди них были уже известные зачинщики беспорядков и бандиты Михаил Сивоха, Шалом Каплан, Хаим Кляцкин, Генох Крейнес, Константин Юханов, Петерс Гаранцис, Петерис Лусис и другие – этнически пестрая компания, которую объединяли уголовное прошлое и коммунистические идеи.

Дальнейшее было, как снежный ком, который катится с горы. «Демократические» выборы, соревнование различных кирхенштейнов по пресмыканию в Москве, вступление Латвии в «семью свободных республик», освобождение от «буржуазных выродков» с депортацией их из Латвии и тому подобные советские «подарки». Стыд, ужасный стыд из-за того, что мы поддались этим унижениям, которые принесла целенаправленная, долгожданная оккупация Латвии. Думаю, что признание оккупации, которого мы ждем от бывшего Советского Союза, а ныне – России, не важнее нашего собственного очищения от этого чувства униженности, которое преследовало нас десятки лет, и, кажется, даже вписалось в наш менталитет. Возможно, это причина, почему мы сейчас находится там, где находимся: в грязной, полной зависти и ненависти среде, которая нас пачкает, прижимает к земле, делает слепыми и завистливыми. Где наши латышская гордость и чистота? Когда придет наш Чистый день?

Перевод: Лариса Дереча