Интервью Day.Az с доктором исторических наук, профессором, председателем Центра средиземноморско-черноморских проблем Института Европы РАН, российским политологом Аллой Язьковой.
- С чем, по-вашему, связана наблюдаемая в последнее время активность США в отношении Азербайджана?
- Что касается Штатов, то я хотела бы сказать, что такая активность очевидна. На протяжении примерно полугода интерес Штатов к региону в целом немного ослаб. Но не потому, что регион потерял интерес для Америки, а потому что у Штатов было много других проблем – Афганистан, Ирак, Иран и т.д. Мало того, США и в целом Евроатлантический мир, который имеет на Южном Кавказе и, в первую очередь, в Азербайджане, внушительные инвестиции, вряд ли позволит пустить эти деньги по каспийским ветрам.
Вдобавок, начиная с конца апреля, как мы знаем, Цюрихские протоколы были отложены в долгий ящик, что сильно взволновало США, да и не только их.
Далее. Так называемые «парламентские» «выборы» в «НКР», естественно, негативно были восприняты в Баку. Жесткая реакция Азербайджана в отношении выборов и тех наблюдателей, которые там были… За всем этим в Штатах тщательно следили.
Также последовало оперативное и очень четкое заявление МИД РФ, в котором было сказано, что Россия признает территориальную целостность Азербайджана и считает необходимым разрешение проблемы, желательно не прибегая к силовым методам.
Наконец, резолюция Европарламента под номером 2216 по поводу освобождения оккупированных районов Азербайджана тоже не осталась незамеченной. И домыслы о том, что Азербайджан ее «подготовил», не выдерживают никакой критики, так как резолюция была принята практически единогласно. И стало понятно, что не только США или Россия, но и Евросоюз четко определил свою позицию по нагорно-карабахскому конфликту.
Не стоит забывать и о том, что в Азербайджане шла активная подготовка Военной доктрины, которая, как известно, была принята парламентом несколько дней назад. Этот факт тоже не мог не вызвать интереса у США.
То есть, череда всех этих событий за короткий промежуток времени побудила Штаты к определенным действиям в отношении региона, в частности, Азербайджана.
- Есть мнение, что американцев больше всего беспокоит очень сильное сближение Москвы и Анкары, а также Москвы и Баку, чем и вызвана их активность и повышенный интерес к региону…
- Не обязательно. Отношения России и Турции не вчера активизировались. Товарооборот между странами, Черное море и т.д., то есть на лицо целый комплекс вопросов, по которым Москва и Анкара начали сближаться очень давно. Что касается отношений Москвы и Баку, то они тоже имеют место быть. И Москва сейчас - очень активный игрок на Южном Кавказе.
- Может ли, по-вашему, военная доктрина, которую недавно принял парламент Азербайджана, увеличить вероятность решения нагорно-карабахского конфликта силовым путем?
- Каждое государство имеет право принять подобную доктрину. Каждое государство имеет полное право защищать себя и свою территорию. Военная доктрина – некоторое предупреждение Азербайджана для конфликтующей стороны… И считаю, что решение конфликта необходимо. Однако необходимо при этом избежать силового решения.
- Армянские СМИ распространили информацию, согласно которой в ходе визита в Ереван президент РФ Дмитрий Медведев повезет своему коллеге конкретный план урегулирования карабахского конфликта, первый этап которого предусматривает возвращение трех оккупированных азербайджанских районов. Что вы думаете по этому поводу?
- Проблема освобождения оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха стоит уже очень давно. Они должны быть освобождены. Очередность их освобождения должна при этом определяться Азербайджаном и Арменией. Дмитрий Медведев, зная позицию обеих сторон, может, конечно, что-то предложить. Однако считаю, что на сегодня посредников вокруг нагорно-карабахского конфликта достаточно много. И проблема может быть решена, в первую очередь, на основе прямых переговоров двух конфликтующих сторон.