Реальным гарантом восстановления стабильности в Киргизии может выступить лишь Россия, предпочтительно в рамках ОДКБ. Однако и вовлечение России желательно лишь после того, как будут исчерпаны силы внутреннего правительства, считают эксперты.
"Хотя в мире и есть тенденция перетягивания геополитического каната между Россией и США, между Россией и Евросоюзом, но в ситуации с Киргизией все крупные международные игроки - США, Китай и ЕС - готовы дать Росси карт-бланш", - сказал финский эксперт Игорь Торбаков.
Беспорядки в Кыргызстане в виде межэтнических столкновений между киргизами и узбеками начались в городе Ош на юге республики в ночь на 11 июня. Затем беспорядки перекинулись на Джалал-Абадскую область. В течение нескольких дней в районах, охваченных волнениями, происходили погромы и поджоги жилых домов, бесчинствовали мародеры.
На данный момент насчитывается более 100 тысяч беженцев из Киргизской Республики. Только по официальным данным погибло около 200 человек. Власти признают, что погибших может оказаться в разы больше.
Ранее временное правительство Киргизии обращалось к России за миротворческой помощью, но Россия заявила, что пока для использования российских Вооруженных сил в Киргизии нет условий, потому что "это внутренний конфликт", и направила гуманитарную поддержку и оказала помощь в вывозе раненых.
Единственным возможным гарантом восстановления стабильности в Киргизии может стать Россия, имеющая в Средней Азии не только экономические интересы, но и безопасность которой непосредственно зависит от ситуации в регионе, считает российский аналитик, занимающийся регионом Центральной Азии Дмитрий Попов.
Формы российского участия и его обоснование могут быть различными, считает он. Россия потенциально может направить в Ош российский военный контингент или формирования ОДКБ, что более предпочтительно. Обоснованием вмешательства может стать обращение о помощи новых киргизских властей, получивших со временем легитимность, или ссылка на новое законодательство о защите российских граждан за рубежом.
Однако, по мнению Попова, России стоит вмешиваться только тогда, когда действительно будут исчерпаны все возможности для наведения порядка в республике силами самих киргизских властей. Пока такие возможности сохраняются, Россия будет "держать паузу", оказывая помощь временному правительству и киргизскому народу гуманитарными грузами, техникой, вертолетами и другими способами, сказал он.
"Таким образом, сейчас стоит задача - верно оценить, в состоянии ли временное правительство стабилизировать ситуацию. Власть ведь не только дает привилегии, но и требует ответственности", - сказал Попов, эксперт Российского института стратегических исследований в Екатеринбурге.
По информации вице-премьера временного правительства Киргизии Азимбека Бекназарова, в стране начала работу межведомственная группа по расследованию массовых беспорядков на юге страны. По его словам, уже заведено несколько десятков уголовных дел, а среди задержанных есть иностранные наемники.
Вероятность вовлечения других политических игроков в приостановление насилия и восстановление ситуации в Кыргызстане маловероятна, полагают эксперты.
Американское правительство Барака Обамы, как и Джорджа Буша, не интересует ничего, кроме возможности использовать базу Манас на территории Кыргызстана для пересылки грузов в Афганистан, считает эксперт Финского института международных отношений (FIIA) Торбаков. Самое главное для них - заручиться заверениями главы временного киргизского правительства Розы Отунбаевой о том, что условия использования базы Манас не изменятся.
На восстановление разрушенного Оша - так называемой южной столицы Кыргызстана с преобладанием узбекского населения - США, по словам Торбакова, выделили лишь два миллиона долларов.
Евросоюз же в этой ситуации абсолютно беспомощен, считает он. "ЕС не способен говорить одним голосом и выступать с единой позиции ни по одному из стратегически важных для него вопросов, будь то энергетическая политика, отношение к России, отношение к ближайшим соседям или странам Центральной Азии", - сказал Торбаков.
У Евросоюза, по его словам, есть определенные энергетические интересы в регионе. ЕС хотел бы дифференцировать свои энергопроводы, но Центральная Азия находится далеко, как провести эти трубопроводы в обход России - непонятно. "Поэтому Киргизии рассчитывать не на кого, кроме как на Россию в рамках ОДКБ и на Россию напрямую, если речь идет о гуманитарной, экономической, технической помощи", - сказал он, выразив сожаление по поводу того, что пока Россия действует недостаточно активно.
Европейский эксперт по странам Центральной Азии Йоз Бунстра (Jos Boonstra) предполагает два варианта с военной точки зрения.
"Либо Россия вмешается после дальнейших дискуссий в Совете безопасности ООН, например, в рамках ОДКБ. Или, что маловероятно, Россия и США будут действовать сообща, поскольку у них обоих есть военные базы в Кыргызстане и способность быстро реагировать", - сказал Бунстра.
Однако Бунстра в целом сомневается в вероятности военного вмешательства. "США, Россия и, конечно, ЕС, не хотят вмешаться, так как трудно будет предвидеть продолжительность, интенсивность и последствия военного вмешательства в регион", - сказал Бунстра.