Президент Франции Николя Саркози заявил в субботу, что хочет совместно с Россией добиваться для развивающихся стран большей роли в регулировании мировой экономики.
Мировые финансовые институты, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд, созданные в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции в штате Нью-Гемпшир, устарели и должны быть заменены, заявил Саркози на организованном российским президентом Дмитрием Медведевым экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
«Нам всем следует подумать об основаниях для новой международной финансовой системы. Она держится на бреттон-вудских институтах 1945 года – тех времен, когда наши американские друзья были единственной сверхдержавой», - заметил Саркози.
«Вопрос в том, живем ли мы до сих пор в 1945 году? И ответ на него – «нет»», - добавил он.
Хотя Бреттон-Вудская конференция проходила в 1944 году, Международный валютный фонд был официально создан годом позже, когда 29 стран-участниц пописали его хартию.
По мнению Саркози, у ООН чрезмерно много членов, чтобы она могла достичь консенсуса по вопросу о том, как реформировать мировую финансовую систему, а «Большая восьмерка», в которую входят восемь самых богатых государств мира, уделяет слишком мало внимания развивающимся странам.
«Кто может всерьез пробовать решать мировые проблемы, не спрашивая мнения Китая, Индии, Бразилии, Мексики?» - вопрошает Саркози. На его взгляд, самой эффективной платформой для этого следует считать «Большую двадцатку» - группу из двадцати богатых и развивающихся стран.
Президент Франции пообещал на саммите «Большой двадцатки», который состоится на следующей неделе в Канаде, совместно с российской стороной заняться решением некоторых из наиболее насущных вопросов, связанных с мировым финансовым кризисом, таких как ограничение оффшорных зон и борьба с «законом джунглей», которым, по словам Саркози, управляется глобальная экономика.
Саркози также заявил, что «Большой двадцатке» следует «совместно подумать о новой международной валютной системе», но в подробности вдаваться не стал.
Медведев пошел дальше, подчеркнув необходимость расширить круг резервных валют и перестать ограничиваться евро и долларом.
«Мы строим планы на будущее. Мы говорим о том, чтобы создать целый набор новых резервных валют. Рассчитываем на то, что нас в этом поймут другие страны, потому как даже наличие двух валют, крупных и мощных, таких как доллар и евро, не страхует мир от проблем», - заявил он.
Заместитель управляющего директора Международного валютного фонда Джон Липски (John Lipsky) поддержал идею расширения списка резервных валют.
«Сделать, например, рубль одной из международных резервных валют, значит серьезно укрепить институты, углубить рынки - это очень хорошая и вполне осуществимая цель», - заявил он The Associated Press.
Франция, Германия и Италия называют себя главными европейскими партнерами России, что позволяет им заключать выгодные сделки в области энергетики.
Россия и Франция подписали в кулуарах форума десяток соглашений по целому ряду вопросов - от природного газа до космоса - в том числе договор о присоединении французской GdF Suez к российскому проекту газопровода «Северный поток», 9 процентов которого теперь будет принадлежать французской компании.
Подобное укрепление сотрудничества беспокоит некоторых союзников Франции по блоку НАТО, таких как Польша и страны Прибалтики. Франция также хочет заключить с Россией соглашение, по которому на российских верфях будут построены четыре французских десантных вертолетоносца класса «Мистраль».
Саркози заявил, что холодная война давно закончена и теперь Европейскому Союзу и России нужно укреплять сотрудничество. Он пообещал регулярнее встречаться с лидерами России и Франции, чтобы «координировать позиции».