«Газпром» готовится с понедельника сократить поставки газа в Беларусь на 85%. Почему возник этот газовый долг? Почему Россия перевела конфликт в политическую плоскость? Когда и как разрешится конфликт? Эти вопросы обсуждают участники программы «Экспертиза Сводобы» журналистка газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок из Минска и обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Наталья Гриб из Москвы. Ведущий - Валерий Карбалевич.
Карбалевич: В добавок к нефтяным противоречиям возник газовый конфликт. Возник неожиданно. Где-то в мае представители "Газпрома" начали выступать с заявлениями, что Беларусь имеет задолженность за газ, так как платит только 150 долларов за 1 тыс. кубических метров, в то время как "Газпром" требует платить по 169 долларов. Белорусская сторона никак не объясняет свое поведение. Может, проблема в том, что на 2010 год Беларусь и Россия не заключали контракта на поставки газа и руководствуются соглашением от 31 декабря 2006 года, которое стороны трактуют по-разному?
Маненок: Да, у сторон имеется четырехлетний контракт, согласно которому Беларусь оплачивает поставки газа по формуле. В соответствии с этим соглашением с 2011 года Беларусь будет оплачивать газ по европейской цене минус транспортные расходы и пошлины. Условия нынешних поставок газа стороны обсуждали в конце прошлого года. Тогда вице-премьерам было дано поручение обсудить возможности сохранения стоимости газа для Беларуси на условиях прошлого года. Поручение было устное. Однако Россия отказалась это делать. А Беларусь на основании этого поручения оплачивает газ по прошлогодней цене. Дело в том, что соглашение 2006 года предусматривало рост внутренних цен для России, а также то, что к 2011 году цены на газ для России и Беларуси станут равнодоходными. Но Россия не увеличила в таком размере свои внутренние цены. Белорусская сторона, ссылаясь на это, требует для себя скидок.
Гриб: «Белтрансгаз» платит «Газпрому» уже третий год фактически одну цену -около 150 долларов. В этом году согласно контракту цена на газ для Беларуси в первом квартале составила 169,2 доллара, во втором квартале - 184,8 доллара. Цена будет расти и в третьем, и в четвертом кварталах. Среднегодовая цена может составить 187 долларов. Беларусь платит по 150 долларов. Долг Беларуси к концу года может составить около 500 млн. долларов. На 23 мая долг составил 192 млн. долларов. В контракте есть пункт, согласно которому поставщик может сократить поставки на сумму долга.
Карбалевич: Через четыре дня после возвращения Лукашенко из Москвы Россия устами Медведева перевела конфликт в политическую плоскость. Беларуси был предъявлен ультиматум: выплатить долг в течение пяти дней. Почему? Это итог московских переговоров?
Маненок: Предполагалось, что в понедельник белорусский парламент ратифицирует договор о создании Таможенного союза. Этого не произошло, и тогда, чтобы подтолкнуть Беларусь к вступлению в Таможенный союз, появился ультиматум Медведева. Ведь это важный для России геополитический проект.
Гриб: В прошлые годы Лукашенко удавалось договариваться с Кремлем по поводу скидок на газ. В этом году политический диалог немного напряженный. Приглашение в Беларусь бывшего президента Кыргызстана Бакиева не получило в Москве поддержки. В такой ситуации трудно рассчитывать на преференции. Лукашенко стремился с помощью Таможенного союза добиться отмены нефтяной пошлины, но получил отказ. Также он стремился получить низкие цены на газ, однако ему также отказали. Поставки газа - это политический инструмент, который используют все страны, чтобы строить свои отношения с другими государствами.
Карбалевич: Долг Беларуси составляет 192 млн. долларов. Так ли велика эта сумма для страны? Почему бы не заплатить эти деньги? Зачем упорствовать? Или дело тут не в деньгах?
Маненок: Действительно, долг невелик. Но экономическая ситуация в Беларуси тяжелая. Беларусь в поисках компромисса пока не предложила России ничего привлекательного. Прежде всего, существуют политические разногласия. Вопрос долга некоторое время Россия не озвучивала, так как рассчитывала решить его кулуарно. Нельзя забывать, что «Белтрансгаз» - это совместное предприятие, где 50% акций принадлежат «Газпрому». Можно было бы конвертировать этот долг в пакет акций «Белтрансгаза».
И в прошлые годы Беларусь имела задолженность за газ. Например, в 2007 году размер долга был 450 млн. долларов. Тогда под давлением «Газпрому» Беларусь быстро, в течение четырех дней, рассчиталась с задолженностью. Думаю, и сейчас Минск рассчитается. Думаю, Беларуси будет сложно чего-то добиться от России, если она не ратифицирует документы о создании Таможенного союза к 1 июля. В таком случае наша страна рискует получать и газ, и всю нефть в следующем году с пошлинами.
Гриб: Делать прогнозы в этом вопросе - неблагодарное дело. Ведь политики принимают решения, исходя из своих представлений. Думаю, если до 10 часов в понедельник белорусские власти предложат «Газпрому» график погашения долга, то российская сторона не будет сокращать поставки газа. Пока конфликт разворачивается в информационной плоскости. Требуется решение на политическом уровне. Думаю, переговоры между руководителями Беларуси и России идут не за 192 млн. долларов. Цена вопроса значительно большее. В этом году Беларусь потеряла 2 млрд. долларов из-за введения Россией нефтяной пошлины. Юридически эта ситуация в пользу «Газпрома».
Перевод: Светлана Тиванова