Россия обеспокоена результатами работы джирги по примирению и интеграции, которая прошла 2-4 июня в Кабуле, поскольку там прозвучало предложение о включении движения "Талибан" в будущую политическую структуру Афганистана после ухода США. Джирга дала мандат афганскому президенту Карзаю на ведение переговоров с талибами, включая их высшее руководство. Афганистан очень важен для российской внешней политики. Он граничит с ближним зарубежьем России. Москва хочет добиться того, чтобы у нее не было никаких проблем после вывода американских войск из Афганистана. В связи с этим она начала работать над обеспечением собственных интересов в данной стране.
С другой стороны, ось в составе США, Пакистана, Саудовской Аравии и Турции в той или иной степени стремится к обеспечению политического компромисса между талибами, другими группировками повстанцев и кабульским режимом и к их включению в политический процесс. Это те самые группировки, которые очень сильно беспокоят Россию. Чтобы предотвратить господство в Афганистане моджахеддинов, пользовавшихся поддержкой Пакистана, а позднее и талибов, Россия традиционно поддерживала этнические меньшинства таджиков, узбеков и хазарейцев, объединенных в Северный альянс.
Северный альянс выступал в качестве доверенного лица не только России, но также Ирана и Индии. Россия была заинтересована в создании противовеса возможному усилению влияния США в Афганистане. По мере приближения срока вывода американских войск в 2011 году Россия начала выражать глубокую обеспокоенность. Во-первых, существуют проблемы краткосрочного порядка. Во-вторых, долгосрочного. Проблемы краткосрочного порядка для Москвы состоят в том, что в Афганистане нет эффективного правительства, пользующегося поддержкой большинства афганского народа.
Силы ISAF/НАТО не контролируют всю территорию Афганистана. А в-третьих, существует проблема наркоторговли, поскольку 90 процентов наркотиков приходит на мировой рынок из Афганистана, что лишает Россию сна и создает у нее серьезную обеспокоенность. Для Москвы идея кооптирования "Талибана" в будущее афганское правительство сродни проклятию. Болезненные – и свежие – воспоминания о борьбе с чеченскими боевиками усиливают глубокие страхи России по поводу военных действий на ее периферии. Талибы в Афганистане были единственным "режимом", признавшим чеченскую "независимость".
Но важнее другое. Русские всегда беспокоились по поводу возможного расширения масштабов деятельности боевиков и перетекания военных действий из Афганистана на территорию Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. А это более непосредственная угроза, учитывая общность границ. Поэтому Москва озабочена возможностью включения талибов в состав нового правительства. Иными словами, вчерашние террористы завтра станут лидерами. Для России это слишком. Москва особенно встревожена перспективой вхождения во власть центрального руководства "Талибана". Если в правительство войдут талибы нижнего и среднего звена, это для России никаких проблем не представляет – ведь она делала то же самое с боевиками в Чечне.
Однако Россия, как и другие страны – особенно США, Пакистан и Саудовская Аравия, считает, что главное в этом вопросе - политическое урегулирование проблемы повстанческого движения талибов. Она хочет, чтобы доминирующее положение во власти занимали те этнические группы, на которые Москва может оказывать влияние. Подобно Индии, она вряд ли сможет вести дела с талибами-пуштунами, пользующимися поддержкой Пакистана. Вот почему Москва считает, что "большинство" афганцев (включая ее ставленников) должно "уважать" правительство, если не "подчиняться" ему. Читай между строк: даже если часть талибов не поддержит новое устройство, Москву вполне устроит такая перспектива.
Долгосрочная проблема для России заключается в том, что если Афганистан хочет жить как мирная страна, он должен обеспечить собственную экономическую и социальную самодостаточность. Этого не произойдет без поддержки мирового сообщества. Поэтому Москва предлагает создать консорциум в составе указанных стран, который поддержал бы усилия Афганистана в области экономического и социального развития после ухода американцев. Наркотики – это для Москвы проблема как краткосрочного, так и долгосрочного плана. Около 90 процентов общемирового объема наркотиков попадает на мировой рынок из Афганистана.
Северный афганский маршрут ведет на афгано-таджикскую границу, затем в Москву, а оттуда в Германию, Францию и Британию. Еще один маршрут наркотрафика ведет на запад в Иран. С точки зрения России, есть и восточный маршрут, ведущий в Пакистан. Там, в районах проживания племен в части провинций Хайбер-Пахтунхва и Северный Белуджистан власть государства слаба, и террористы "Аль-Каиды"вместе со своими союзниками пользуются доходами от наркоторговли для финансирования своей деятельности. Россию беспокоит то, что наркоторговцы, действующие на восточном маршруте, связаны с убежищами боевиков в районе проживания племен в северном Пакистане.
Она считает, что боевики из этих районов создают угрозу не только для Пакистана и соседних государств, включая Россию, но и для всего мира – даже для таких удаленных точек, как Нью-Йорк. Главная проблема для Москвы это транснациональная сеть боевиков (это также является основной угрозой для общих интересов России, Ирана и Индии в Афганистане). Россия полагает, что Исламабад давно уже способствует разрастанию сети боевиков в пуштунских регионах по обе стороны афгано-пакистанской границы, и что он держит их под рукой в качестве рычага влияния на Нью-Дели (именно эти группировки организовали в 2008 году теракты в Мумбаи).
Но Россия сталкивается в Афганистане с большим вызовом. Она должна быть готова иметь дело с взаимопониманием Америки, Пакистана, Саудовской Аравии и Турции по поводу Афганистана. А эта коалиция оказывает на Афганистан огромное влияние. Именно поэтому Индия старается не остаться в стороне и уже начала напрямую контактировать с Пакистаном в рамках нового раунда переговоров. Подобно тому, как в 90-е годы Россия, Иран и Индия стремились к выработке общей стратегии после сползания Афганистана в болото гражданской войны, так и сейчас Россия совместно с этими странами старается наладить партнерство в попытке повлиять на обстановку в Афганистане.
Но в ближайшей перспективе Россия может выиграть и в том случае, если Соединенные Штаты застрянут в этой стране, и в том, если внимание США будет отвлечено на другие дела. Она сможет и далее усиливать свою власть в ближнем зарубежье, а также агрессивно продвигать собственные интересы в Восточной и Западной Европе. Соединенные Штаты на сегодня застряли и в Афганистане, и в Ираке. Тем не менее, занимаясь поисками решений проблемы повстанческого движения талибов, афганское правительство, США и их союзники не могут игнорировать интересы усиливающейся России. Единственный вызов для них заключается в том, как ограничить влияние России в Афганистане после ухода США.