Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Йос Бунстра: «Европа должна быть активной в процессе карабахского урегулирования, выступая параллельно с Турцией»

Интервью Day.Az с ведущим научным сотрудником фонда FRIDE (European Think Tank for Global Action, Мадрид) Йосом Бунстрой

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАрмия Нагорного Карабаха
Армия Нагорного Карабаха
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В области энергетики Азербайджан сегодня является поставщиком, но в ближайшем будущем мог бы также стать страной-транспортером энергоресурсов, если проект Nabucco будет построен, и ЕС сможет импортировать также газ из Туркменистана.

- Чем, на ваш взгляд, сегодня является Азербайджан для Европы: лишь производителем энергоресурсов или чем-то большим?

- В области энергетики Азербайджан сегодня является поставщиком, но в ближайшем будущем мог бы также стать страной-транспортером энергоресурсов, если проект Nabucco будет построен, и ЕС сможет импортировать также газ из Туркменистана.

Вместе с тем, конечно же, в двустороннем сотрудничестве намного больше элементов кроме энергетики. Азербайджан - ключевой региональный игрок и важная страна для безопасности Южного Кавказа. В этом смысле внешняя политика Азербайджана, направленная на построение сбалансированных хороших отношений с Россией, Ираном и Турцией, является ключом к стабильности и также важна для Европы.
 
- Готова ли Европа более активно включиться в «борьбу» с Россией и США за экономические интересы на Южном Кавказе?

- Полагаю, вы подразумеваете символическую «борьбу». Не думаю, что между ЕС и США имеются напряженные отношения по энергоресурсам на Южном Кавказе. Именно США в прошлом подтолкнули ЕС вкладывать капитал в БТД и БТЭ и теперь поддерживают проект Nabucco. Кроме того, я полагаю, что отношения с Россией по энергетическим коридорам также, вероятно, станут менее напряженными с реализацией Москвой совместно с европейскими партнерами проектов Северный и Южный поток. Россия уже меньше озабочена по поводу энергетической инфраструктуры, обходящей российскую территорию, и могла бы даже инвестировать в эти проекты.
 
- Могут ли, по-вашему, Евросоюз и НАТО сыграть роль в укреплении безопасности в нашем регионе?

- Роль НАТО на Южном Кавказе уменьшилась за прошедшие 2 года, так же, как и роль США при президенте Обаме. Тем временем, роль Турции в регионе становится более влиятельной. Для ЕС будет крайне важно взять на себя ответственность за региональную безопасность, потому что это - единственный игрок, которого все стороны рассматривают как сравнительно нейтрального, в частности в конфликте за Нагорный Карабах.

Европейская программа «Восточное партнерство» слишком слаба в решении проблем безопасности, чтобы заполнить нынешний пробел, и необходимо большее также с точки зрения Общеевропейской безопасности и Оборонной политики (CSDP). ОБСЕ также остается региональным игроком, и в этих рамках Европа может играть положительную роль в решении проблем региона.
 
- Какова, на ваш взгляд, вероятность вступления Азербайджана и Грузии в НАТО? Верите ли вы, что это может произойти в обозримом будущем?

- Нет. После грузино-российской войны шансы Грузии на вступление в НАТО были сведены к нулю. Для получения членства или даже соответствующего плана действий (Membership Action Plan) Грузии понадобится много лет.

Азербайджан же никогда не выражал серьезного интереса к получению членства в НАТО. Похоже, республике вполне комфортно сотрудничать с альянсом и в рамках «Партнерство во имя мира». Если Азербайджан в будущем захочет присоединиться к НАТО, то это должно происходить параллельно с Арменией, вступление в альянс в одиночку невозможно, если принять во внимание нерешенность нагорно-карабахского конфликта.
 
- Какую роль может сыграть Европа в урегулировании этого конфликта?

- Европа должна быть более активной в этом процессе, иногда выступая параллельно с Турцией. Это является основой для достижения экономического развития региона. Кроме того, помощь Армении в ее выходе из изоляции могла бы содействовать началу конструктивных консультаций с этой страной по возвращению семи районов Азербайджану, чтобы обе страны договорились о процессе, который должен привести к полному согласованию статуса Нагорного Карабаха.

- Разделяете ли вы мнение о том, что подобного рода конфликты угрожают также европейской безопасности?

- Да, это верно. Европа из войны в Грузии вынесла урок, что война в Европе не является чем-то, оставшимся в прошлом, и подобная угроза все еще очень реальна. В этом смысле активная дипломатия и внимание Европы и ее партнеров к проблеме Нагорного Карабаха остаются крайне важными.