Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возродить ОБСЕ

Россия прекращает полемику вокруг бюджета ОБСЕ picture
Россия прекращает полемику вокруг бюджета ОБСЕ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ОБСЕ должна была стать организационным выражением идеи панъевропеизма. На смену неформальным механизмам, которые 15 годами раньше были установлены Хельсинскими соглашениями, пришли постоянные структуры, в задачу которых входило предотвращать конфликты, упорядочивать сотрудничество в области безопасности, способствовать демократическим реформам и защищать права человека. К сожалению, эти обещания не были исполнены. Вместо того, чтобы служить опорой европейского порядка после холодной войны, ОБСЕ стала отходить в наиболее важных вопросах безопасности Европы на второй план.

20 лет назад лидеры стран Европы и Северной Америки встретились, чтобы положить конец холодной войне. Результатом этой встречи стала Парижская хартия для новой Европы – перспективный документ, подписанный 21 ноября 1990 года большинством европейских правительств, Канадой, Соединенными Штатами и Советским Союзом. Его задачей было заменить былые разногласия и противоречия на пространстве от Ванкувера до Владивостока новыми институтами общей безопасности. Он заложил основания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, страны-участники которой пообещали улучшать отношения между собой, считать безопасность Евро-Атлантического пространства нераздельной и сотрудничать на основе взаимоуважения и общих демократических ценностей.

ОБСЕ должна была стать организационным выражением идеи панъевропеизма. На смену неформальным механизмам, которые 15 годами раньше были установлены Хельсинскими соглашениями, пришли постоянные структуры, в задачу которых входило предотвращать конфликты, упорядочивать сотрудничество в области безопасности, способствовать демократическим реформам и защищать права человека. Главы государств и министры иностранных дел должны были регулярно встречаться, чтобы разрешать проблемы европейской безопасности и определять приоритеты на будущее.

К сожалению, эти обещания не были исполнены. Вместо того, чтобы служить опорой европейского порядка после холодной войны, ОБСЕ стала отходить в наиболее важных вопросах безопасности Европы на второй план. Поворот России к авторитаризму ослабил основу общих ценностей, которая должна была объединять страны-участницы. Москва открыто заняла враждебную позицию в отношении функций ОБСЕ, связанных с правами человека и наблюдением за выборами, а также свободой прессы. Вторжение России в Грузию, споры о поставках энергии и ее неспособность разрешить замороженные конфликты усугубили обстановку взаимного недоверия.

В то же время, было бы несправедливо целиком возлагать вину за упадок организации на Россию. Саммиты глав государств ОБСЕ не проводились с 1999 года, и многие западные лидеры, похоже, утратили к ней интерес. Часть из них жалуется на отсутствие полноценной программы, которая могла бы привлечь их внимание. Однако если бы западные страны действительно собирались воплотить в жизнь идеалы Парижской хартии, они бы попытались самостоятельно разработать программу. Западную пассивность стоит винить в том, что происходит, в не меньшей степени, чем российский обструкционизм.

Сейчас в отношениях между Россией и Западом появляются первые признаки оттепели. Политика перезагрузки, начатая президентом США Бараком Обамой, позволила заключить важный договор о ядерном разоружении. Европа, Россия и Соединенные Штаты снова конструктивно сотрудничают по Ирану. Вдобавок тактичное поведение российского правительства в 70-ю годовщину бойни в Катыни подготовило почву для примирения с Польшей.

Все это весьма обнадеживает. Кровопролитие в Киргизии, входящей в ОБСЕ, демонстрирует необходимость решать проблемы безопасности на евразийском пространстве в режиме сотрудничества, а не соперничества. ОБСЕ могла бы обеспечить выход из этого кризиса. России следовало бы совместно со странами-членами Европейского Союза и НАТО поддержать попытки Казахстана, председательствующего сейчас в ОБСЕ, справиться с кризисом. С их поддержкой ОБСЕ могла бы сыграть важную роль в стабилизации Киргизии, помочь установить в ней добросовестное правительство и внести, таким образом, ценный вклад в безопасность Средней Азии в целом.

России и Западу следовало бы воспользоваться этой возможностью. Предложенный президентом Дмитрием Медведевым проект нового договора о европейской безопасности связан с очевидными проблемами. Многие считают их попыткой оттеснить ОБСЕ на обочину, парализовать НАТО и разделить Европу на сферы влияния. Однако вместо того, чтобы огульно отвергать предложения Медведева, Запад должен сам поднять вопрос об обновлении архитектуры европейской безопасности и сделать контрпредложение, которое утверждало бы западные ценности, признавая при этом законную роль и стремления России. При этом ОБСЕ должна поставить роль России в системе европейской безопасности в зависимость от того, насколько Кремль будет придерживаться ценностей и принципов, зафиксированных в Парижской хартии и Хельсинских соглашениях.

Одновременно западным правительствам следует разработать пакет предложений по реформе ОБСЕ, которые должны помочь организации справляться с будущими вызовами безопасности. Этот вопрос должен стоять на повестке дня саммита глав государств, который состоится в ноябре в годовщину подписания Парижской хартии. Здесь, безусловно, есть, что обсудить. Символически значимое председательство в ОБСЕ Казахстана – первой среднеазиатской страны и первой страны с большинством мусульманского населения в такой роли – это подходящий момент для того, чтобы рассмотреть ряд важных внешнеполитических вопросов нашего времени: о взаимодействии с усиливающейся Азией, о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и об установлении порядка и стабильности в Афганистане.

Россия, Европа и Северная Америка должны признать, что сотрудничество по всем вышеназванным темам входит в их долгосрочные интересы. ОБСЕ либо превратится в площадку для создания нового партнерства в области безопасности, либо же идеи 1990 года будут продолжать отмирать, к общему ущербу.

Сейчас в отношениях между Россией и Западом, по-видимому, установилась новая оттепель. Это – идеальный момент для того, чтобы возродить ОБСЕ и вдохнуть новую жизнь в идею Евро-Атлантического сообщества, объединенного общим стремлением к миру и прогрессу.

Денис Макшейн – член британского парламента.