Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Состоится ли референдум?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в городе Ош
Обстановка в городе Ош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Киргизии в преддверие референдума стихли беспорядки, бушевавшие практически всю весну и начало лета. Страна застыла в ожидании дальнейшего поворота событий. Власти и простые жители опасаются возобновления беспорядков в день голосования 27 июня или после того, как пройдет референдум.

В Киргизии в преддверие референдума стихли беспорядки, бушевавшие практически всю весну и начало лета. Страна застыла в ожидании дальнейшего поворота событий. Власти и простые жители опасаются возобновления беспорядков в день голосования 27 июня или после того, как пройдет референдум.

Некоторые даже задают вопрос, а будет ли вообще всенародное голосование, не будет ли оно отложено в связи с нестабильной ситуацией в Киргизии?

Центральная избирательная комиссия республики рапортует, что референдум состоится и заявляет о своей готовности к его проведению. Заместитель председателя Временного правительства КР Алмазбек Атамбаев успокаивает: во время референдума будут приняты усиленные меры безопасности. «Для недопущения беспорядков, будут использованы вооруженные силы. Всем провокаторам будет дан самый жесткий отпор. Мы не будем ни с кем церемониться», - сказал Атамбаев.

Однако ясно, что четких гарантий обеспечения безопасности во время голосования нет. Сегодня Государственная служба национальной безопасности Киргизии сообщила, что располагает информацией о подготовке новых беспорядков на юге страны. Более того, по словам члена Центризбиркома Эрика Рыскулбекова, ситуация с подготовкой к референдуму на юге страны остается сложной. Непонятно, как будут голосовать киргизстанцы, бежавшие в Узбекистан или в более спокойные районы страны, подальше от Оша и Джалал-Абада. Ведь многие из них не имеют доступа обратно в места прописки. Непонятным остается и состояние зданий избирательных комиссий в разрушенном Оше. Не сформированы все избирательные участки», - отмечает член Центризбиркома.

На референдуме киргизстанцы будут выбирать между двумя проектами Конституции: Конституции 2007 года и нынешним вариантом. В Конституции 2007 года весьма широки президентские полномочия. Нынешний вариант Основного закона предлагает изменение системы правления от президентской к парламентской республике. Самые большие изменения предполагается внести в раздел о деятельности парламента страны. Планируется увеличить количество депутатов с 90 человек до 120. В новой Конституции полномочия парламента практически не ограничены - от назначений на государственные посты до определения внутренней и внешней политики. Из новой Конституции также исчез пункт о неприкосновенности главы государства, но зато депутатов Жогорку Кенеша (парламента) нельзя привлекать к административной и уголовной ответственности. Все это делается, по мнению разработчиков нового Основного закона, во избежание сосредоточения власти в одних руках, как это было в правление бывших президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.

Правозащитница Азиза Абдрасулова считает, что референдум Киргизии необходим и нынешнее политической устройство страны нуждается в изменениях. Однако, подготовка к всенародному голосованию вызывает обеспокоенность правозащитницы:

«Хорошей подготовленности не вижу. Это выражается тем, что международные наблюдатели, наблюдатели от ОБСЕ, 300 наблюдателей отказались от участия в выборах. Не обеспечивается безопасность на избирательных участках для членов участковых комиссий и самих избирателей. Не обеспечивая безопасность, призывать народ придти и голосовать нельзя. И так много крови было, конфликтов и проблем…»

Между тем, в четверг 24 июня в Оше были похищены 6 членов избирательных комиссий. По данным информагентства «24 kg», члены комиссий проходили обучение работе на референдуме в одной из школ. «В тот момент, когда занятие закончилось и они подошли к зданию городской избирательной комиссии, чтобы взять необходимые им документы, внезапно появились женщины киргизской национальности и взяли в заложники 6 женщин-узбечек, работающих в ЦИК. Их судьба остается неизвестной», - сообщает информагентство.

Несмотря на сложную обстановку в Киргизии проведение референдума крайне необходимо, - считает специальный представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюнен. По его словам, если в Киргизии не провести референдум, то ситуация будет еще хуже. Член Временного правительства Азимбек Бекназаров придерживается аналогичного мнения. «Проведение голосования необходимо, как воздух, этого требует народ»,- заявил Бекназаров. Политолог Аскар Мамбеталиев придерживается мнения, что киргизские власти торопятся с проведением референдума и сейчас руководству Киргизии нужно больше думать о насущных потребностях народа, нежели о политическом курсе страны:

«Приоритетной должна быть забота о людях, пострадавших во время событий. Нужно уделять время пострадавшим. Сейчас все ринулись в политику. Забота о пострадавшем народе отодвигается на задний план. Нужен не только референдум, но еще нужна и забота о пострадавших. Если будет недостаточная подготовленность, то это будет во вред временному правительству. Что будет, если народ скажет «нет» или не придет? Нужно больше времени на подготовку и больше этнических групп охватить. Я просто боюсь, что опять волнения будут»

Адахан Мадумаров (лидер партии «Бутун Киргизия») убежден, что при нынешней ситуации в стране референдум не состоится. Однако, по словам Мадумарова, «Временное правительство этот факт утаит и будет утверждать, что референдум прошел и люди пришли на голосование».

Между тем население Киргизии сейчас больше волнует не референдум и не вопрос о том, какая Конституция лучше или хуже. Уставшие от массовых беспорядков, от крайне нестабильной обстановки и последовавшего за этим резкого повышения цен на продукты киргизстанцы хотят только одного – без страха и волнения выходить на улицу, работать и жить в мире. Практически везде от людей слышишь только одно: лишь бы не было войны.