Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не является ли сам Лукашенко истинной мишенью газового спора с Кремлём?

По мнению экспертов, Россия использует энергетические споры для давления на своих соседей с целью получения политических уступок.

© POOL / Перейти в фотобанкВстреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко
Встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва снова выясняет отношения на энергетической почве со своим бывшим союзным государством. На этот раз Кремль воюет из-за цен на газ и платежей не с Украиной, а с Белоруссией. Но истинной целью российского руководства, возможно, является ниспровержение – или хотя бы подрыв позиций – Александра Лукашенко, авторитарного президента бывшей советской республики с населением 10 миллионов человек.


Москва снова выясняет отношения на энергетической почве со своим бывшим союзным государством. На этот раз Кремль воюет из-за цен на газ и платежей не с Украиной, а с Белоруссией. Но истинной целью российского руководства, возможно, является ниспровержение – или хотя бы подрыв позиций – Александра Лукашенко, авторитарного президента бывшей советской республики с населением 10 миллионов человек.


Каковы бы ни были уроки, полученные в ситуации с Украиной, пережившей прекращение подачи российского газа в 2006 и, повторно, в 2009 году – неплохо было бы их усвоить.

 

Уже несколько недель Россия и Белоруссия обмениваются взаимными обвинениями в неуплате газовых долгов. Кульминацией этих споров стало решение, принятое 21 июня «Газпромом», сократить поставки газа в Белоруссию, через которую проходит 20 процентов российских поставок газа в Европу; остальные 80 процентов идут транзитом через Украину.


Европа, на две недели лишившаяся поставок газа во время раскола между Киевом и Москвой в 2009 году, на этот раз практически не пострадала. Ненадолго были ужаты поставки в Литву, но 24 июня Кремль полностью восстановил поставки газа, после того, как страны заявили об урегулировании взаимных претензий.


23 июня белорусское правительство заявило, что оно полностью оплатило счёт по газу, в сумме 187 миллионов долларов. На следующий день Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», подтвердил российскому президенту Дмитрию Медведеву факт платежа, и тот распорядился возобновить приостановленные поставки газа своему западному соседу.

Тем временем белорусские официальные лица потребовали от «Газпрома» к 10 часам утра 24 июня рассчитаться по долгу [Белоруссии] на сумму 260 миллионов долларов в связи с неоплатой сборов за газовый транзит. «Газпром» частично принял ультиматум.


«Мы слышали сообщения в средствах массовой информации, что «Газпром» якобы выплатил 228 миллионов долларов, или 87 процентов своего долга за газовый транзит, - сказал первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко 24 сентября во время пресс-конференции в Минске. – Мы решили рассмотреть возможность осуществления авансового платежа из средств, которые Россия фактически нам должна».


Газ, деньги и власть


Через Белоруссию транзитом ежегодно проходит в Европу российский газ на миллиарды долларов. Через территорию Украины проходит около 120 миллиардов кубических метров российского газа на сумму около 32 миллиардов долларов.

Помимо причинения финансовых убытков в результате прекращения подачи газа, газовые склоки выявляют неприятную тенденцию в российской внешней политике, заявляют эксперты, в частности, Дэвид Крамер (David Kramer), старший советник Фонда Маршалла (German Marshall Fund of the United States).


«Последний инцидент стал ещё одним в ряду примеров того, как Россия использует отсечки энергии для оказания давления на своих соседей, либо с целью получения дополнительных средств, либо в попытке контролировать их активы и инфраструктуру».


Крамер, работавший в администрации бывшего президента США Джорджа Буша, считает: «Украина в 2006 году, Белоруссия в 2007, снова Украина в 2009, а теперь опять Белоруссия… и это только самые явные примеры. Россия использует экономические (читай, энергетические) средства для того, чтобы установить контроль над своими соседями».

Жертвы этих геополитических игр, однако, не ограничиваются Украиной и Белоруссией.


Аналитики заявляют, что такая страна, как Литва, которая получает весь потребляемый ею газ из газопроводов Белоруссии и выступавшая с самой непримиримой критикой Кремля в Европейском Союзе, является явной жертвой энергетических конфликтов Москвы.


«Постоянно демонстрируемый способ построения отношений, особенно в области энергетики, между такими странами как Россия и её соседями, действительно должен вызывать озабоченность всей Европы», - заявила президент Литвы Даля Гибайскайте на пресс-конференции 23 июня.


При том, что прежде Кремль ещё не отрезал от поставок природного газа своего верного союзника, Белоруссию, европейцы не могут понять, как получилось, что такой, видимо, мелочный спор между верными товарищами столь быстро привел к этому балагану Украины.  


Как считают лидеры оппозиции и Минска и аналитики, этому есть простое объяснение: Лукашенко вышел из доверия у кремлевских лидеров, которые вдруг обрели более надёжного партнёра в Киеве, после прихода к власти 25 февраля президента Януковича.


Другое объяснение заключается в том, что Москва стравливает между собой Киев и Минск, прибегая к классической тактике «разделяй и властвуй». Растущая покладистость Киева материализовалась в предложении Украины компенсировать сокращения поставок газа через Белоруссию, увеличив подачу газа через свои трубопроводы. 


Роман Яковлевский, минский политический обозреватель с более чем 20-летним стажем, заявил, что ухудшение отношений между Белоруссией и Россией наступило внезапно. Предвестником этого стала встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с Лукашенко в Минске 22 июня.


Александр Милинкевич, лидер оппозиционной партии «За свободу», заявил, что российские лидеры за последние годы сильно невзлюбили Лукашенко. «Европейские и российские руководители больше не принимают Лукашенко всерьёз», - заявил Милинкевич, потерпевший поражение на недемократических президентских выборах 2006 года, завершившихся победой Лукашенко.


Андрей Санников, бывший заместитель министра иностранных дел Белоруссии, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь», другой влиятельной оппозиционной группировки, считает, что Лукашенко без нужды идет на конфронтацию. «Он втянул Белоруссию в молочную войну, мясную войну, конфетную войну, а теперь вот в эту глупую газовую войну [с Россией], - заявил Санников.


Последствия для Украины


По мнению Крамера, Украина, даже несмотря на своего нынешнего угодного Кремлю президента, Януковича, остается весьма уязвимой.


«По моему мнению, Россия уже оказала на Украину давление более сильное, чем рассчитывал Янукович, впрочем, после того как он открыл дверь, закрыть её стало весьма непросто, - сказал Крамер. – Как мы видим, Россия переигрывает, испытывая отношения на прочность, как в области энергетики, Черноморского флота, так и в других вопросах».


Украинские официальные лица подчеркнули, что в нынешнем газовом споре между Москвой и Минском они не принимают ничью сторону. «На политическом уровне Украина в этой истории придерживается строгого нейтралитета, - заявил журналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел, Олег Волошин. – Бизнес есть бизнес».


Но Анатолий Гриценко, бывший министр обороны Украины, назвал политику нынешней администрации недальновидной. «Вместо того, чтобы проявить солидарность со страной, положение которой столь близко к нашему, отдавая себе отчёт в том, что в следующий раз на её месте может оказаться сама Украина, они подыгрывают Москве. Киевское руководство умудрилось даже поддаться искушению нажиться на трудностях Белоруссии, предложив увеличить объем газового транзита через Украину».


Однако глава администрации президента, Сергей Лёвочкин, заявил, что Украина, демонстрируя «надёжность» страны и её трубопроводов для транзита газа в Европу, лишь защищает национальные интересы, не принимая ничью сторону. 

  


Белоруссия на распутье


В последние годы в отношениях между Россией и Белоруссией наметилось резкое охлаждение.


Лукашенко – не меньший противник демократии, чем Кремль, и долгое время с радостью следовал политической линии Москвы в обмен на более низкие цены на нефть и газ, поддерживающие экономику советского разлива своей страны. Недавно Москва сократила свои субсидии, вызвав ожесточённые споры, в результате которых Лукашенко вышел из спонсируемого Москвой Таможенного союза. 


А теперь Лукашенко, заслуживший репутацию последнего диктатора Европы, почти лишился друзей на Западе, готовых поддержать его в его битве с Россией. Действительно, европейских чиновников, похоже, больше заботит проблема доставки газа, чем судьба Лукашенко.


«Мы надеемся, что транзитный газовый поток в страны Евросоюза из России через Белоруссию не пострадает», - цитируют новостные агентства Марлен Хольцнер (Marlene Holzner), представителя Европейской Комиссии по энергетике.


Навести порядок в собственном доме


Однако Крамер полагает, что Запад должен принять более активное участие в налаживании евразийской газовой торговли, начиная с Украины. «Западу следует уяснить себе всю важность прозрачности и эффективности в области энергетики в отношении Украины, - считает Крамер. - Дни посреднических компаний и непрозрачных сделок должны кануть в прошлое». 

По мнению экспертов, высокопоставленные официальные лица в этом регионе уже давно используют непрозрачные и, как утверждают многие, подверженные коррупции схемы с участием посреднических торговых компаний для получения незаконных прибылей от газовой торговли, а Россия – для оказания влияния на своих соседей путем вознаграждения услужливых союзников выгодными контрактами. Однако эти же схемы и вызывают вспышки нестабильности, играя свою пагубную роль во многих энергетических сварах в регионе.


Американский аналитик, специализирующийся на вопросах энергетики, Эдвард Чоу (Edward Chow), заявил, что Европа не очень-то спешит перечить России и вынуждать ее навести порядок в энергетическом бизнесе в регионе.


«До сих пор Европа действовала, исходя из того, что отношения России со странами-транзитёрами – дело самих этих стран, и стран-потребителей не касается, - заявил Чоу. -  Европейское правительство стремится понять нынешнее состояние дел, но не вмешиваться в них».


Чоу согласен с Крамером в необходимости искоренения коррупции в области энергетической торговли.


«Современным, прозрачным, обеспеченным правовой защитой и обусловленным коммерческими интересами контрактам, учитывающим выгоду обеих сторон, не может быть никакой альтернативы. Россия и Украина в своих газовых отношениях в прошлом не раз сбивались на один и тот же неверный путь, и это не принесло им удачи», - заметил Чоу.