Бразилия, Индия и Китай выбились в лидеры после финансового кризиса 2008 года. Три страны, представляющие новую силу в условиях меняющегося миропорядка, стремятся минимизировать различия в целях создания единого фронта для защиты своих стратегических интересов и получения больших возможностей. А вот Россия - четвертый член стран БРИК - понесла катастрофический урон во время кризиса и потеряла вес на международной арене, по крайней мере, в экономическом плане. Кроме того, зависимость от нефти и газа, сокращение численности населения и тот факт, что она не является членом Всемирной торговой организации (ВТО), оставил Россию в стороне от остальных трех стран.
БИК (Бразилия, Индия и Китай) играют ключевую роль в своих регионах, конкурируют между собой на международных рынках промышленных товаров (например, слабый юань наносит ущерб экспорту из Бразилии и Индии) и в плане геополитического влияния (Китай и Индия в Азии; Бразилия и Китай в Африке).
БИК - это крупные страны с обширными внутренними рынками, но с заметными экономическими различиями между собой в смысле размеров и моделей развития. С точки зрения экономической мощи Китай опережает две другие страны. Он следует модели развития, основанной на инвестициях и экспорте, обладая явными преимуществами в экспорте промышленных готовых изделий. Но Бразилия и Индия сейчас больше сосредотачиваются на своих внутренних рынках, а также надо принять во внимание, что у них разная международная специализация: Бразилия является весьма конкурентоспособной со своими сырьевыми товарами, а Индия - в области информационных технологий.
Что касается политических моделей, и в этом случае три страны также следуют различными траекториями, главное различие – это противопоставление Бразилии и Индии Китаю. В то время как Бразилия и Индия являются стабильными демократиями и обладают высокой степенью внутренней и международной законности, Китай по-прежнему придерживается авторитарной модели – ему присущи однопартийная система и неуважение к правам человека и демократическим свободам.
Бразилия и Индия ведут кампанию за реформу Совета Безопасности ООН, в котором Китай является постоянным членом наряду с США, Россией, Францией и Великобританией. Бразилия не является ядерной державой, и она обижена тем фактом, что у нее нет постоянного места в Совбезе. Это же чувство разделяет Индия, обладающая атомным оружием.
Страны БИК вышли из глобального финансового и экономического кризиса и получили полномочия влиять на международные дела. 3 страны оказывают сильное давление, чтобы превратить G-20 в основной форум для координации международной экономики, расширив G-8, которая до кризиса координировала макроэкономическую политику.
Несмотря на усилия по созданию общей позиции на соответствующих переговорах, у стран БИК есть существенные различия в экономических и стратегических интересах. Различия выявились в результате анализа позиций стран по трем основным темам, включенным в повестку дня G-20:
Восстановление и глобальные диспропорции: три страны имеют различные интересы. Бразилия и Индия сильно страдают от повышения курса юаня, но они избегают давить на Китай в открытую, оставив эту задачу американцам;
Реформа финансового сектора: БИК едина в требовании реформы финансовой системы, но есть существенные различия в деталях предложений каждой из 3стран организации, что отражает различия в их национальных финансовых системах;
Реформа международных финансовых институтов: это тема, по которой стратегические интересы всех трех стран явно сходятся. БИК едина в требованиях реформ на квоты, право голоса и управления;
Изменение климата: по источникам энергии позиции стран БИК довольно сильно расходятся, разнятся у них и интересы по климатической повестке дня. Однако они пытаются представить общую позицию, несмотря на недавнее движение Бразилии в сторону более "прогрессивного" рассмотрения вопроса. Совместно, три страны выступают и за то, чтобы переговоры по проблеме изменения климата происходили в рамках ООН (Рамочная конвенция ООН об изменении климата - РКИК ООН), а в рамках G-20;
Мировая торговля: по этой теме интересы Индии, Бразилии и Китая также в основном разные, и попытка скоординировать свои позиции в коммерческих вопросах на G-20 продемонстрировала ее ограничения в последних событиях на переговорах в Дохе. В последнее время значительно увеличилось число инициатив в Бразилии, направленных на защиту ее торговли от китайских товаров, в то же время в стране растет недовольство из-за наступления китайского экспорта в странах Южной Америки - на традиционных рынках сбыта промышленной продукции из Бразилии.
Несмотря на привлекательность аббревиатуры, рациональность БИК как коалиции под вопросом. Усилия трех стран - но в основном Бразилии - поддерживать общую повестку скрывают их разногласия и затрудняют их способность создавать альянсы с изменяемой геометрией, которые могли бы способствовать более эффективной защите их индивидуальных интересов.
Сандра Полония Риос – экономист, Директор исследовательского центра Интеграции и Развития (CINDES)