Интервью Персидской редакции Trend с находящимся в Баку министром экономики и финансов Ирана Шамсаддином Хосейни.
- Планирует ли Иран наращивать сотрудничество с Азербайджаном в газовой сфере?
- На повестке дня моих переговоров в Баку этот вопрос стоял. Мы пришли к согласию подписать документ о закупке пяти миллиардов кубометров азербайджанского газа в год. В настоящее время в Иране реализуется множество проектов в сфере нефтехимии. На базе нефтехимических предприятий может перерабатываться иранский и азербайджанский газ. Мы готовы к совместному сотрудничеству с Азербайджаном и в области строительства нефтехимических заводов в Иране.
Иран и Азербайджан могут сотрудничать за счет совместного инвестирования в различные проекты. Мы можем открыть для Азербайджана путь на иностранные рынки через Персидский залив, а Азербайджан мог бы облегчить выход Ирана на рынки стран Кавказа, СНГ и Европы.
- Готов ли Иран предложить Азербайджану совместную деятельность в области нефтепереработки?
- Мы выставили на продажу наши, как готовые к работе нефтеперерабатывающие заводы, так и частично построенные. Один из вопросов, которые я выносил на повестку дня на встречах в Баку, - частные азербайджанские инвестиции в программе приватизации в Иране. Мы приветствуем участие иностранного капитала в процессе приватизации в нашей стране, и в особенности мы рады предпринимателям братского Азербайджана. Мы приглашаем азербайджанских предпринимателей инвестировать в нефтеперерабатывающую сферу Ирана.
- Ряд экспертов полагает, что приватизация в Иране ведется неверно и государственные предприятия отдаются компаниям, имеющим отношение к Сепах…
- Приватизация проводится через биржу или на тендерной основе. Покупателями могут быть частные компании, негосударственные структуры. Стоимость выставленных через биржу чеков на приватизацию составляет 20 миллиардов долларов. К примеру, могу сказать, что один из нефтехимических заводов Ирана недавно приобрел гражданин Турции.
- На какой стадии находится реализация проекта железнодорожного транспортного коридора "Север-Юг", который через Россию, Азербайджан и Иран свяжет страны Европы и Азии?
- В Баку я также обсуждал и этот вопрос. Я поручил руководителю Организации по зарубежным инвестициям ускорить работы над этим проектом, помощь в финансировании поручена нашим коллегам из министерства транспорта Ирана. Надеюсь, проект будет завершен за короткое время. [Для реализации этого проекта необходимо строительство большого недостающего сегмента железной дороги в Иране. Также небольшой отрезок дороги (около 8 км) необходимо построить в Азербайджане. Между странами предполагается строительство соединительного пограничного моста и другой инфраструктуры].
- Как вы оцениваете влияние международных санкций на экономику Ирана?
- Санкции для Ирана не новы. Они применялись к нам и до Исламской революции. В те времена нам не давали возможность создавать ряд технологий, и мы сами не верили, что можем ими овладеть. Сейчас же мы достигли успехов в этой сфере. Мы овладели важной технологией мира, но нам говорят, чтобы мы ей не пользовались. Наша история, наша цивилизация, культура и религия прозрачны. У нас нет иной культуры, кроме мира и дружбы. Наша наука служит человечеству. Мы верим в себя и полагаемся на себя. Но, как видно, некоторые страны хотят сохранить в своих руках монополию, они обеспокоены нашими достижениями. Они думают, что санкциями смогут предотвратить экономическое развитие Ирана, но наши руководители бдительны и понимают, что будущее страны в руках технологий.
Западные страны пытаются уговорить нас, заявляя о готовности снять наложенные санкции в обмен на отказ от полученных нами технологий. Но иранские власти понимают, что будущее страны связано с технологиями. И мы не намерены на благо сегодняшнего дня приносить в жертву наше будущее. Если мы примем предложение Запада, это может отразиться на нашей экономике.
Но, то, как снизить влияние санкций с экономической точки зрения, - важный вопрос.
В первую очередь хочу сказать, что эти санкции по большей мере несут психологический характер. Например, первоначальные санкции очень сильно подействовали на экономику Ирана. А влияние недавних санкций оказалось интересным. Через неделю после введения санкций у нас наблюдался рост экономики на 3 процента. Это удивило нас, мы, конечно, не ожидали снижения уровня экономики, но и на рост в 3 процента вовсе не рассчитывали.