Хрупкая политическая власть в Киргизии успешно пережила последствия революции — волну межэтнических столкновений и кризисную ситуацию с беженцами.
Теперь она успешно провела референдум о новой конституции, согласно которой президентская власть будет ограничена в пользу парламентской системы, напоминающей европейскую.
Это позволяет осторожно надеяться на то, что стойкость временного правительства страны во главе с президентом Розой Отунбаевой вкупе с похвалой, которой оно удостоилось от мировой общественности за проведённые свободные и честные выборы, позволит Киргизии начать превращаться в первую по-настоящему демократическую страну в Средней Азии. В минувшие выходные свыше девяноста процентов избирателей высказались в поддержку новой конституции, предложенной временным правительством.
Но впереди маячат знаки надвигающейся беды.
Расположенная в стратегически выгодном месте страна управляется раздробленной коалицией склонных к капризам и непостоянству персонажей, явно готовых вступить друг с другом в схватку на предстоящих в октябре парламентских выборах.
Отунбаева призвала членов своего временного правительства, планирующих выставлять свои кандидатуры на выборах, уйти в отставку, так как только таким образом можно будет обеспечить честность парламентских выборов. Правительство немного трещит по швам, что, возможно, быстро приведёт к полному его развалу.
И Россия, и США имеют в Киргизии свои военные базы. Страна эта — очень бедная и преимущественно мусульманская, а расположена вблизи западной границы Китая. Политические события, разворачивающиеся в ней, будут находиться под пристальным вниманием международного сообщества.
К октябрю «соперники соберутся с двух сторон — со стороны политиков, находящихся в оппозициии по отношению к нынешнему составу временного правительства ... и со стороны нового оппозиционного движения, которое материализуется к тому времени», — считает политолог Марат Казакпаев.
Часть главных заместителей Отунбаевой, включая исполняющего обязанности министра финансов, а также пользующегося большим влиянием министра по делам конституции, возглавляют собственные политические партии, которые с большой долей вероятности примут участие в октябрьских выборах.
Само по себе образование временного правительства стало возможным только потому, что произошёл редкостный всплеск готовности сотрудничать между ее членами, приведший к свержению бывшего президента Курманбека Бакиева в результате апрельских массовых волнений в столице страны Бишкеке.
Перспектива развала и этого правительства в свете кризисной ситуации с четырьмястами тысячами беженцев и двумя тысячами погибших, ставших, как считается, жертвами захлестнувшей юг страны волны насилия между киргизами и узбеками, выглядит крайне пугающей.
Порядка семидесяти пяти тысяч лиц, бежавших в Узбекистан, в последние дни вернулись в Киргизию, благодаря чему власти объявили о своей победе в борьбе за восстановление мира и порядка в регионе, но международные организации выступают с предупреждением, что проблема перемещённых лиц по-прежнему сохраняет свою остроту.
«Многие оказались в ситуации “вторичного перемещения”, так как не смогли вернуться в свои дома из-за слишком большого физического ущерба, причинённого им, или из-за разграбления их имущества, и остались безо всего», — сообщила Ариан Раммери (Ariane Rummery), представитель управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
ООН запросили на помощь семьдесят один миллион долларов. Часть этих средств будет потрачено на восстановление жилых домов.
«Люди говорят, что им нужны палатки, в которых они будут жить, пока восстанавливаются разрушенные дома и происходит возвращение в родные места», — сообщила Раммери.
Только в главном городе юга страны Оше, по оценкам, было умышено сожжено порядка 1800 домов.
Однако киргизское правительство, судя по всему, не играет активной роли в восстановительных работах.
Скорость, с которой волна межэтнических столкновений распространилась по Ошу и ещё одному южному городу Джалалабаду в начале июня, вызывает сомнения в лояльности вооружённых сил и полиции государству.
Политолог из Бишкека Александр Князев заявил, что референдум, возможно, наконец-то стал причиной перехода армии в положение лояльности по отношению к временному правительству. С другой стороны, по его мнению, Отунбаевой нужно будет провести чистку в рядах руководства, чтобы изгнать из них лиц, преданных Бакиеву.
«Она должна будет сделать это так осторожно, чтобы не спровоцировать серьёзного сопротивления, не спровоцировать ответного удара, но в то же время настолько решительно, чтобы всё получилось», — сказал Князев, возглавляющий киргизское отделение российского аналитического учреждения под названием Институт стран СНГ. — «Эта крайне важная и сложная работа пока не проведена».
Прошедший в воскресенье конституционный референдум стал претензией правительства Отунбаевой на легитимизацию в глазах как международного сообщества, так и населения Киргизии.
Международные наблюдатели хвалят организацию референдума, так что, видимо, часть дела действительно сделана. Но оппозиционеры, тем не менее, стремятся посеять ростки сомнений в честности прошедшего референдума.
«Масштабы поддержки временного правительства объясняются тем, что они шантажировали людей через СМИ и грозили нестабильностью в случае уклонения от голосования», — считает лидер оппозиционной партии «Атаюрт» Омурбек Суваналиев. — «Люди сами не знают, за что голосовали».
Отунбаева — сотрудница дипломатического корпуса и бывший посол Киргизии в США и Великобритании, проявила редкую умеренность, обещав уйти с поста временного главы государства в конце 2011 года, когда пройдут президентские выборы.
Помимо союзников, однако, вокруг неё находится неизвестное количество бывших помощников Бакиева, а также деятелей, способных завоевать поддержку военных.
Вспышка общественного негодования, результатом которой стало свержение Бакиева, была вызвана во многом его авторитарным стилем управления.
Но опасения общественных беспорядков продолжают расти, и всё большую популярность будут получать лидеры, основывающие свою кампанию на харизматическом и категоричном стиле управления, обещающем торжество закона и порядка. Киргизам, возможно, понравится тот, кто сможет подняться выше этнических, географических и клановых привязанностей, издавна мешающих развитию страны.
И вполне возможно, что это сведёт Киргизию с её мучительного пути в направлении демократизации и заведёт обратно, на обычную дорогу.
Для написания статьи материал из Бишкека был предоставлен корреспондентами Associated Press Саймоном Шустером (Simon Shuster) и Лейлой Саралаевой (Leila Saralayeva)