Диверсификация поставок нефти и газа становится одной из основных задач белорусского руководства. “Завтра твоей страны» анализирует, окажется ли сжиженный газ дешевле российского, заинтересуется ли Беларусь польским сланцевым газом и каковы перспективы использования каспийской и венесуэльской нефти.
У Минска есть шанс вписаться в общеевропейские энергетические и транзитные тенденции -- в последнее время государства Евросоюза активизировали поиски новых источников энергоресурсов. Беларусь уже начала обсуждать возможность участия в одном из таких проектов.
«Мы должны исходить из классических норм существования любого государства - альтернативности и диверсификации отношений. Мы не можем зависеть от одного государства, одного центра поставок, будь то энергоресурсы, сырье, комплектующие», -- заявил в понедельник Александр Лукашенко.
1. Сжиженный газ
Одним из перспективных направлений президент считает возможность приобретения сжиженного газа. «Большинство стран сегодня на спотовых рынках покупают газ и получают сжиженный газ из Катара. Вы представляете: в Европе – 174 – 176 долларов газ из Катара и Норвегии», -- сказал Лукашенко в интервью телеканалу Евроньюс на прошлой неделе. По его словам, Россия предлагает на следующий год более высокую цену, а именно 230 долларов за тысячу кубометров с начала текущего года.
По мнению экспертов, с учетом расходов на транспортировку приобретенный на мировых рынках сжиженный газ вряд ли окажется дешевле российского.
-- Сомневаюсь, что в конечном итоге сжиженный газ может оказаться для Беларуси значительно дешевле российского. Тем не менее, перспективы его приобретения можно рассматривать как один из вариантов диверсификации поставок энергоресурсов. Ведь зависимость от одного поставщика всегда ставит покупателя в слабую позицию, -- считает замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
Она также отмечает, что пока не существует технических возможностей поставок в Беларусь сжиженного газа. Однако уже в понедельник Минск начал обсуждать перспективы создания транспортных путей, которые позволили бы доставлять газ со стороны Балтийского моря. Данный вопрос стал предметом переговоров между Александром Лукашенко и премьером Литвы Андрюсом Кубилюсом – на встрече обсуждалась возможность участия Беларуси в строительстве терминала сжиженного природного газа в Клайпеде.
Инициатива создания этого терминала принадлежит Литве. Вильнюс уже обратился за поддержкой к Евросоюзу. Перспективы строительства терминала обсуждались в ходе визита в Вильнюс главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в начале июня. Как сообщает газета «Время новостей», президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что реализация проекта будет способствовать «серьезной конкуренции с российским газом, так как мы сможем ввозить газ из любых стран».
Ожидаемый результат: В случае участия Беларуси в создании терминала потребуется также строительство газопровода, который свяжет Клайпеду с нашей страной. В какую сумму может обойтись Минску реализация этого проекта, не сообщается.
2. Сланцевый газ
Беларусь пока не делала заявлений о возможности участия еще в одном проекте, который становится все более популярным в Европе. Речь идет о разработке в Польше сланцевого газа, который благодаря приходу новых технологий считается одним из наиболее перспективных видов топлива. По предварительным оценкам, Польша обладает значительными запасами сланцевого газа -- больше четырех триллионов кубометров.
Уже сейчас бурятся четыре первых разведочных скважины.
Балтийские страны уже всерьез обдумывают возможность поставок энергоресурсов из этой страны. Не исключено, что в сложившихся обстоятельствах данным проектом заинтересуется и Беларусь.
-- На рынке энергоносителей происходят серьезные изменения. Европейские страны пытаются уйти от России как от единственного поставщика. Это открывает новые возможности и для нашей страны, -- отмечает Ирина Точицкая.
Ожидаемый результат: Правда, по оценкам экспертов, от начала разведки до начала разработки пройдет не меньше десяти лет.
3. Каспийская нефть
Существуют и другие инициативы, которые могут быть реализованы в краткосрочной перспективе. В понедельник Александр Лукашенко упомянул о необходимости развивать сотрудничество с Украиной. Очевидно, президент имел в виду создание альтернативных путей транзита нефти в Европу. О наличии таких планов немало говорилось в последние годы, но только на днях они начали обретать более-менее реальные очертания. Киев заявил, что через два года нефтепровод Одесса-Броды может начать работу в аверсном режиме, что позволит поставлять каспийскую нефть в Европу через территории Украины и Беларуси. «В случае подключения к нему (нефтепроводу Одесса-Броды – ред.) белорусского нефтепровода "Дружба" наша страна получит альтернативный коридор для поставок нефти по новому транспортному коридору», -- пишет
Татьяна Манёнок, экономический обозреватель газеты «Белорусы и рынок».
Беларусь может привлечь азербайджанское правительство возможностью транзита к Балтийскому морю, нефтепереработки и прямых инвестиций.
Ожидаемый результат: Однако азербайджанская нефть, скорее всего, будет дороже российской.
4. Венесуэльская нефть
Напомним, что через территорию Украины уже сегодня осуществляется транспортировка венесуэльской нефти в Беларусь. Эксперты сомневаются в перспективности проекта поставок нефти из этой страны. «Венесуэла — это особый политический режим, который нуждается в деньгах. Сменится власть, или еще что-то произойдет, и все закончится… Экономики в этом проекте нет, в основном политика», - цитирует интернет-газета «Белорусские новости» директора украинской «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.
Ожидаемый результат: Впрочем, Александр Лукашенко верит, что венесуэльская нефть обеспечит сырьем не только белорусские заводы, но и европейские страны. По его словам, россияне «очень обижаются, что в Европу пришла венесуэльская нефть. Она пойдет, она будет во всей Европе, венесуэльская нефть».