Президент России Дмитрий Медведев представил 29 июня послание о бюджетной политике страны на следующие три года. Главной задачей правительства названо снижение дефицита бюджета. Добиться этой же цели призывает и Международный валютный фонд, отмечая, что для этого России необходимы срочные реформы.
Представляя бюджетное послание, Дмитрий Медведев, в частности, сказал:
– Надо обеспечить макроэкономическую стабильность и продолжить политику, направленную на снижение инфляции. Предлагаю исходить из необходимости последовательного сокращения дефицита федерального бюджета. К 2013 году не менее чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2009 года. Именно такую задачу сейчас ставят перед собой все страны "большой двадцатки", все развитые экономики. И для нас это не просто приемлемый ориентир, а безусловная необходимость. Не сократив дефицит в достаточной степени, мы рискуем потерять достигнутую столь непросто устойчивость бюджетной системы.
Эксперты МВФ рекомендуют России немедленно начать сокращение бюджетных стимулов, снизить бюджетный дефицит, активизировать структурные реформы и улучшить инвестиционный климат. Кроме того, они советуют российским властям взять более жесткие обязательства по снижению инфляции. Что касается сокращения бюджетного дефицита, то здесь планы и у самого российского правительства весьма решительны. По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, помогавшего президенту, этот график на ближайшие годы уже определен:
– Дефицит российского бюджета в прошлом году составил 5,9 процента, в этом году мы ожидаем 5,4 процента, если цены на нефть останутся примерно на том же уровне, где они сейчас. И в следующем году нам нужно снизить дефицит до 4 процентов, в 2012 году – до 3 процентов, а в 2013 году – до 2 процентов. Но я думаю, что в ближайшие три года мы будет иметь снижение цены на нефть как минимум до 60 долларов (за баррель. – РС.), возможно, и больше. Нам предстоит находиться на цене, например, около 60 долларов больше чем полгода. Это мой прогноз на основе имеющейся аналитики. Я думаю, что риски, которые существуют в нашей экономике в силу ее особенностей, нужно учитывать. Названные значения снижения цен на нефть я имел в виду в течение трех лет. В какой момент это случится, сейчас сказать трудно, но я уверен, что это будет.
В ближайшее время мы собираемся повысить ряд налогов, которые в основном связаны с акцизными товарами – водкой, табаком и бензином. В настоящий момент в правительстве обсуждается вопрос повышения акциза на бензин в размере от 1,5 до 3 рублей за литр в течение трех лет. Есть также вариант переложить нагрузку транспортного налога тоже на бензин. Тогда это будет по максимальной планке – примерно 3 рубля на литр.
Но кроме того задачи балансировки финансовой политики на ближайшие годы говорят о том, что мы должны пересмотреть некоторые позиции по налогу на добычу полезных ископаемых, прежде всего по нефти и газу. Наша задача по этим двум позициям получить до половины процента ВВП, – считает Алексей Кудрин.
В связи с этим президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин напомнил, что уже запущенная реформа преобразования единого социального налога в систему страховых платежей помимо фискальных выгод ничего стране не принесла:
– Приняты решения по повышению единого социального налога. Я не оговорился – это именно повышение ЕСН, потому что трансформация этого налога в три страховых платежа не привела к созданию в России страховой пенсионной системы, страховой системы в области медицинского и социального страхования. Принцип очень простой – денег не хватает на соответствующую выплату, повышаем налоги, а затем задумываемся над тем, как бы реформировать соответствующие сферы.
Мы предлагаем схему массовой приватизации государственных активов. Мы считаем, что задачу ускоренного сокращения дефицита бюджета и проблемы той же пенсионной системы нужно решать, на порядки увеличивая доходы от приватизации. Сейчас это 7-10 миллиардов рублей, предполагается 70-100 миллиардов, а нужны триллионы в год. Вполне возможно в течение нескольких лет, как минимум, трех, такие доходы мобилизовывать.
При этом надо не забыть о лакомых кусочках государственной собственности. Нет нужды государству иметь в том же Сбербанке 62 процента акций, нет нужды в "Транснефти", в "Роснефти", в других государственных структурах иметь долю участия более 75 процентов, - уверен Александр Шохин.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что прогноз Кудрина, быть может, излишне пессимистичен:
– С одной стороны, сбалансированность, с другой стороны, все-таки социальные обязательства продолжают повышаться. Надо сказать, что ведь повышение-то не столь значительное - на 6,5 процента; в общем-то, это в меру роста инфляции. Ну и с учетом того, что все-таки еще остатки резервного фонда у нас будут в следующем году, да и фонд национального благосостояния существует, я думаю, такие обязательства в 2011 году выполнимы. Тем более что 2011 год - это еще, будем помнить, год выборный, да и 2012 год выборный. А вот сложности с выполнением социальных обязательств, явно завышенных, начнутся после 2012 года.
К сожалению, мы о приоритетах узнаем из бюджетного послания тогда, когда по факту уже совершенно ясно, какие это приоритеты. Когда бюджетное послание появляется у нас в самом конце июня, а должно в марте месяце, то бюджет во многом, если иметь в виду приоритеты, сверстан, вдогонку мы о приоритетах узнаем.
В бюджетном послании сказано только о том, что должна быть разработана ясная программа реформирования пенсионного обеспечения, причем, что отрадно, сказано и о том, что больше повышать социальные взносы нельзя. Но, с другой стороны, ничего не сказано о пенсионном возрасте. Я думаю, что это умолчание означает, что все-таки это повышение будет. Но чисто политически решиться на это в 2011 году невозможно, да и в 2012 году – тоже. А вот после выборов 2011-2012 года от повышения пенсионного возраста не уйти. Я очень надеюсь, что реформа пенсионного обеспечения не сведется только к повышению социальных взносов и к повышению пенсионного возраста, - заявил Игорь Николаев.
Повышение пенсионного возраста в наших российских условиях будет иметь поистине катастрофические социальные последствия, предупреждает депутат Госдумы Оксана Дмитриева:
– Дефицита Пенсионного фонда это не решит. Дефицит такого уровня, который имеется сейчас, можно решить, если вообще количество пенсионеров просто в два раза сократится. Нет систем пенсионных, где пенсионный возраст выше средней продолжительности жизни. Потому что, если будет предложено увеличить пенсионный возраст для мужчин, а с учетом их средней продолжительности жизни около 61 года это будет означать, что у них возраст выхода на пенсию будет выше их продолжительности жизни. У нас мужчины в принципе до пенсии не доживают, здоровье женщин тоже оставляет желать лучшего. Где рабочие места для граждан пожилого возраста? Или, если они сохраняют за собой рабочие места, то где рабочие места для молодежи? То есть, где ротация? Поэтому, с точки зрения рынка труда, это очень плохая мера.
Увеличение пенсионного возраста женщин очень часто предлагается, поскольку женщины живут дольше. Но нужно обратить внимание на то, что женщины от 55 до 60 лет и до 65 работают бабушками, выполняют функции отсутствующих детских садов, школьных автобусов, групп продленного дня, доступных медицинских учреждений рядом с домом и прочее очень большое количество функций. Женщины пенсионного возраста работают у нас за несуществующие дома престарелых и осуществляют уход за своими уже престарелыми родителями, которые достигают в это время 80 лет. Поэтому тут очень много социальных проблем, которые господин Кудрин не знает и не хочет знать.