28 июня министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Иерусалим с визитом, актуальность которого трудно переоценить. Иран, ХАМАС, палестинцы и общее положение на Ближнем Востоке стали неизбежными темами переговоров Лаврова с израильским руководством.
В НАРУШЕНИЕ ПРОТОКОЛА
Шеф российского МИДа Сергей Лавров мог ожидать в аэропорту имени Бен-Гуриона чего угодно, но только не того, что его никто не встретит. Российскому посольству пришлось спешно нанять несколько машин, чтобы отвезти в Тель-Авив Лаврова и его свиту. Такое резкое отклонение от протокола объяснялось тем, что сотрудники израильского МИДа борются за повышение зарплаты и, в рамках этой борьбы, не занимаются своей работой, уже сорвав несколько важных визитов. Оскорбленный Лавров чуть было не улетел назад в Москву, но его уговорили остаться, и дальше все пошло по протоколу, а его коллега, министр иностранных дел Авигдор Либерман постарался сделать все возможное, чтобы исправить настроение высокого гостя. И, в частности, перенес намеченную встречу вместе с обедом в иерусалимский отель «Царь Давид», где и состоялась совместная пресс-конференция двух министров.
ИРАН
По поводу Ирана Сергей Лавров сказал три вещи: первое - Россия прекрасно знает, что в распоряжении Ирана есть 2.000 кг низкообогащенного урана, которого хватит на две атомные бомбы. Второе - что Вашингтон и Москва предложили МАГАТЭ создать техническую группу специалистов для решения вопроса о поставке низкообогащенного урана тегеранским властям для экспериментального ядерного реактора, и предложили Ирану включить в эту группу своего представителя. И третье - на вопрос израильских журналистов о продаже Ирану российского ракетно-зенитного комплекса С-300, Лавров дал уклончивый ответ, суть которого состояла в том, что пока неизвестен точный характер санкций, принятых Совбезом ООН, Россия не делает никаких шагов и будет выполнять резолюцию ООН. В то же время, Авигдор Либерман сказал, что Иран был и остается угрозой не только для Израиля, и необходимо сделать все возможное, чтобы у Ирана не было атомной бомбы.
ХАМАС
По словам Лаврова, Москва принимает у себя руководителей ХАМАСа, с которыми Израилю тоже следует вести переговоры, по той причине, что палестинцы выбрали его демократическим путем. Лавров счел крайне положительным недавнее решение израильского правительства снять гражданскую блокаду сектора Газы, сказав, что это – правильный шаг в нужном направлении, за которым должно последовать полное снятие всей блокады. На это Авигдор Либерман сказал, что отношение к ХАМАСу остается предметом разногласий между Израилем и Россией, что не мешает обсуждать и эту тему тоже.
ПЕРЕГОВОРЫ С ПАЛЕСТИНЦАМИ
По мнению российского министра, следует максимально ускорить начало переговоров с палестинцами об окончательном урегулировании, и в этом контексте обе стороны должны избегать односторонних решений. В частности, Израилю не следует вести строительство в Восточном Иерусалиме, чтобы не усугубить положение дел до того, как в ходе израильско-палестинских переговоров не будет окончательно определен статус города. Спецкор российского ТВ спросил Авигдора Либермана, насколько реально создать палестинское государство до 2012 года. На что Либерман ответил: «Будучи оптимистом, я не вижу ни малейшего шанса на создание палестинского государства до 2012 года. Можно начать экономические переговоры с палестинцами при помощи «Квартета», пока дело не дойдет до прямых переговоров».
На пресс-конференции ни слова не было сказано об израильско-российских отношениях, но сам визит Сергея Лаврова в такое время говорит о том, что они носят вполне корректный характер. Тем более, что премьер-министр России Владимир Путин тоже пообещал приехать в Израиль, разве что дата его визита до сих пор не определена. Во всяком случае, до его приезда сотрудники израильского МИДа определенно прекратят свои трудовые санкции, и господина Путина ожидает в Израиле теплая встреча, которой был лишен его министр иностранных дел.