Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коррупционный скандал во Франции

Эрик Вёрт – министр с ограниченной ответственностью?

© sxc.huевро
евро
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время, как Саркози и французское правительство взывают к солидарности и терпению французов, указывая на тяжелое экономическое положение в стране, сами французские чиновники продолжают жить на широкую ногу, да еще и без счета разбазаривать государственные деньги. За последние два месяца репутация сразу нескольких видных политиков лопнула, как мыльный пузырь. Вот только несколько примеров.

Череда громких скандалов вокруг возмутительных расходов французских чиновников превратила в объект для насмешек одно из главных предвыборных обещаний Николя Саркози: сделать Францию безупречной и образцовой страной в глазах всего мира.

В то время, как Саркози и французское правительство взывают к солидарности и терпению французов, указывая на тяжелое экономическое положение в стране, сами французские чиновники продолжают жить на широкую ногу, да еще и без счета разбазаривать государственные деньги. За последние два месяца репутация сразу нескольких видных политиков лопнула, как мыльный пузырь. Вот только несколько примеров.

Недавно стало известно, что министр промышленности Кристиан Эстрози пользовался сразу двумя служебными квартирами, в одной из которых жила его дочь-студентка. А госсекретарь по развитию столичного региона Кристиан Блан, как оказалось, большой любитель дорогих сигар: за 10 месяцев он превратил в дым восемь с половиной тысяч евро. Эта «маленькая» слабость чиновника тоже была оплачена за счет государства. И даже пользующаяся большой популярностью среди французов госсекретарь по делам спорта Рама Йад во время своего визита в ЮАР на Чемпионат мира по футболу, как выяснилось, не стала экономить на себе: ее номер-люкс в городе Джоржтаун ежедневно стоил французской казне 667 евро.

В центре же последнего скандала оказался министр труда Эрик Вёрт, репутация которого до этого считалась одной из самых безупречных в правительстве. В последние месяцы о нем даже заговорили, как о возможном преемнике на пост премьер-министра Франции. Однако, не исключено, что если подозрения против министра подтвердятся, его карьера может закончиться отставкой. Министра подозревают в том, что он так или иначе причастен к налоговым махинациям владелицы косметической империи «L’Oreal» Лилиан Беттанкур.

87-летнюю миллиардершу «сдал» журналистам ее дворецкий. Как оказалось, в течение многих месяцев он тайно записывал на диктофон деликатные беседы Бетанкур с ее финансовым консультантом Патрисом де Мэстром. Один из разговоров состоялся после того, как в прошлом году Франция и Швейцария заключили договор об отмене банковской тайны в отношении французских владельцев счетов в швейцарских банках. Советник рекомендует Беттанкур как можно скорее закрыть счет в Швейцарии и перевести лежащие на нам 65 миллионов евро в Гонконг, Сингапур или Уругвай. «65 миллионов евро – это большая сумма денег, мадам, - объясняет советник, - Этот счет необходимо ликвидировать. Я этим как раз сейчас занимаюсь».

На другой записи де Мэстр советует Беттанкур не декларировать принадлежащий ей остров д’Аррос, который является частью Сейшельского архипелага. Миллиардерша отписала остров, который оценивается в 500 миллионов евро, своему другу-фотографу Франсуа-Мари Банье. Кстати, это не первый роскошный подарок с барского плеча, который получает Банье. По подсчетам дочери Беттанкур Франсуазы, за несколько лет ловкий фотограф получил от своей престарелой подруги подарков на общую сумму в один миллиард евро. Видя, как наследство ее матери потихоньку уплывает в чужие руки, Франсуаза подала на фотографа в суд, обвинив его в вымогательстве.

Но вернемся к роли министра труда Эрика Вёрта. Патрис де Мэстр был не единственным финансовым советником мадам Беттанкур. Жена Эрика Верта Флоранс работала в той же компании и тоже имела дело с капиталами миллиардерши. До своего перевода в министерство труда, Эрик Вёрт в течение трех лет возглавлял министерство бюджета. Как свидетельствуют все те же рассекреченные диктофонные записи, Патрис де Мэстр пытался заручиться дружбой «нужного человека» в правительстве и именно поэтому нанял на работу его жену. Вот что говорит консультант в разговоре с Беттанкур в ноябре 2009 года: «Муж мадам Вёрт, которая на вас работает, - министр бюджета. Он очень симпатичный человек. Он наш друг».

Однако вскоре де Мэстр понял, что трудоустройство жены министра может принести его богатой клиентке не только выгоду, но и кучу проблем. Вот как, по свидетельству все тех же секретных аудиозаписей, поменялось его мнение на тот же счет через полгода, в апреле 2010 года.

Я совершил ошибку, наняв на работу жену министра бюджета. Теперь я понимаю, что это стало для нас не преимуществом, а неприятностью. Вы – самая богатая женщина Франции. И если вашими финансами занимается жена министра, газеты будут говорить о конфликте интересов. Но когда я взял ее на работу, ее муж был министром бюджета. И он меня об этом попросил. Я это сделал, чтобы доставить ему удовольствие.

В этом разговоре де Мэстр забыл уточнить всего лишь маленькую деталь: Вёрт не остался перед консультантом в долгу за трудоустройство жены. В прошлом году де Мэстр, неизвестно за какие заслуги, получил из рук министра высшую награду Франции – орден Почетного легиона.

После обнародования этих аудиозаписей на Эрика Вёрта посыпался шквал обвинений. Журналисты и оппозиция не верят в то, что министр через свою жену ни сном ни духом не знал о том, как обладательница 17-миллиардного состояния Лилиан Беттанкур пыталась, как говорится, «запрятать свои денежки по банкам и углам». Кстати, как только безупречная до сего момента карьера Вёрта начала рушиться, как карточный домик, его жена тут же уволилась из компании, управляющей финансами Беттанкур. И тем самым навредила ему еще больше. Для многих ее поступок стал еще одним косвенным доказательством того, что рыльце у супружеской четы Вёртов в пушку. Между тем, министр труда без устали твердит, что ему не в чем себя упрекнуть. Он уверяет, что стал жертвой своих политических противников:

Не стоит недооценивать мою волю к сопротивлению. Я не переживаю. Нет. Я не мучаюсь, потому что мне не в чем себя упрекнуть. Поэтому я живу в полном согласии с собой.

Это очень сложное дело. И я не понимаю, в чем конкретно меня упрекают. Если посмотреть обстоятельства, в чем я виноват? Сложно ответить на этот вопрос. Я не потратил государственные деньги. Ни я, ни моя жена не обогатились. Я никогда ни на кого не насылал налоговых контролеров и в то же время никогда не препятствовал их работе. Поэтому мне не о чем сожалеть. И если бы у меня была возможность как-то иначе поступить в прошлом, я бы ничего не стал менять.


Соратники министра по партии единым фронтом встали на его защиту. Свое твердое плечо «верному солдату» Вёрту, как часто называют министра в прессе, подставил даже президент Франции Николя Саркози. А премьер-министр Франсуа Фийон даже вышел по такому случаю из своего привычно амплуа спокойного и невозмутимого оратора:

С тех пор, как я стал общественным деятелем, я никогда не унижался до того, чтобы выть в одной стае с волками. Я никогда не бросал на растерзание собакам достоинство честного политика. Те, кто выступают в качестве судей, полагаясь при этом на непроверенную информацию, которая то там, то тут появляется в прессе, забыли, что наша Конституция защищает достоинство и свободу каждого гражданина. Эрик Верт – честный и неподкупный человек. Эрик Верт не совершил никакого проступка. Я полностью доверяю ему. Я не позволю валять в грязи его честь ради какой-то мелкой политической выгоды, которую некоторые хотят извлечь из этой истории. Я не допущу, чтобы простое сведение счетов замарало наши демократические принципы.

Возможно, Эрику Вёрту все же удастся отделаться в этой истории легким испугом. Для его отставки сейчас не самый подходящий момент. Министр труда занят тем, что претворяет в жизнь очень непопулярную пенсионную реформу.

Чтобы хоть как-то притушить народный гнев, вызванный скандальным поведением государственных мужей, Николя Саркози объявил вчера, что собирается приучить чиновников вести более скромный образ жизни и в ближайшее время сократит их служебные расходы.