Нагорно-карабахский конфликт в третьей декаде июня вновь оказался в центре внимания международного сообщества. Сразу после встречи президентов Ильхама Алиева, Дмитрия Медведева и Сержа Саргсяна в Санкт-Петербурге на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении произошла серия перестрелок, отмеченная человеческими потерями с обеих сторон.
Инциденты на линии разъединения войск вызвали серьезную обеспокоенность и целый шквал заявлений международных организаций, вовлеченных в переговорный процесс по урегулированию конфликта.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили о серьезной обеспокоенности применением силы и бессмысленными жертвами в зоне конфликта. К сохранению мира в регионе призвал конфликтующие стороны и действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Казахстана Канат Саудабаев. Свои заявления по поводу обеспокоенности ситуацией на линии соприкосновения войск сделали НАТО и ЕС.
Кроме сожалений международным организациям действительно ничего не остается. В справедливости позиции Азербайджана ни у кого, пожалуй, сомнений нет.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на проходящем в Баку 35-м годовом заседании группы Исламского банка развития, еще раз озвучил позицию страны, заявив, что "Конфликт может быть разрешен только в рамках территориальной целостности Азербайджана". По его словам, основу для этого создают решения, принятые основными международными организациями - ООН, ОБСЕ, Советом Европы, "однако Армения не считается с ними и продолжает оккупацию азербайджанских земель".
Безусловно, человеческие потери и угроза возобновления военных действий - печальная перспектива для обеих сторон конфликта. Однако международным посредникам нужно понимать, что военного развития событий вполне можно избежать. Для этого внешним наблюдателям пора признать очевидное - нагорно-карабахский конфликт вовсе не замороженный территориальный спор. Не замороженный, несмотря на то, что многим, включая и саму Армению, конечно, было бы удобнее и проще, если бы в регионе еще десятки лет сохранялся статус-кво, который не устраивает похоже только Баку.
Замороженный конфликт на Южном Кавказе - удобный рычаг давления на Азербайджан. При этом и Армении при сохранении "замороженности" конфликта ничего решать не нужно. Именно с этой целью Ереван затягивает время, не соглашаясь на обновленный вариант Мадридского документа. Армению устраивает и то, что на азербайджанских территориях находятся армянские военные, и то, что в Нагорном Карабахе живут представители только армянской нации, и то, что периодически можно имитировать бурную политическую деятельность и стремление к переговорам. По сути же, именно Армения тормозит всеми силами переговорный процесс, не соглашаясь ни на один из предложенных посредниками вариантов мирного урегулирования.
При этом и международное сообщество, постоянно призывающее к переговорам исключительно в мирном ключе, видимо считает, что терпение Азербайджана - понятие константное.
Однако у всякого терпения есть предел. Азербайджан уповал на международную помощь в решении территориального спора с Арменией почти два десятка лет. Баку не отказался ни от одного раунда переговоров и ни от одной инициативы посредников, включая обновленные Мадридские принципы. Более того, надеясь на мирное урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха, Азербайджан сознательно не использовал свое право на отражение агрессии, прописанное в Уставе ООН, которому страны, входящие в организацию, должны подчиняться.
Армения не может не понимать, что продолжающаяся оккупация азербайджанской территории в течение без малого двадцати лет оставляет за Азербайджаном право применения силы для восстановления суверенитета и территориальной целостности. В этом не приходится сомневаться хотя бы потому, что ни одна страна в мире не признает независимость Нагорного Карабаха, включая саму Армению.
Это парадоксальная ситуация, когда, не признавая независимость азербайджанской территории, Ереван заявляет о "вторжении" азербайджанских солдат в Нагорный Карабах, то есть на свою собственную территорию. Более того, Армения считает возможным в течение двадцати лет держать под оккупацией эти территории, настаивая при этом на мирной реакции Азербайджана.
Другими словами, по мнению армянского руководства, если к вам в квартиру пришел сосед и забаррикадировался в вашей кухне на двадцать лет, вы не должны предпринимать никаких действий, кроме исключительно мирных увещеваний соседа. Такой сценарий развития событий для любого здравомыслящего обывателя из области фантастики. Так почему Азербайджан должен смириться с таким положением вещей? И почему мировое сообщество в течение столь долгого времени ограничивается лишь призывами к мирному урегулированию, игнорируя нежелание армянской стороны сдвигаться с мертвой точки?