Через несколько дней после того, как в Молдове 28 июня провозгласили Днем памяти советской оккупации, в России объявили о возможном ограничении импорта молдавских вин.
Это далеко не первый раз, когда Москва пытается применять методы торговой войны для достижения политических целей.
Напомним хотя бы о санкциях против Эстонии после апрельских событий в 2007 года (события, связанные с переносом Бронзового солдата – прим. перев.), когда Москва сообщила официально об ограничении транзита (за исключением нефти Тимченко-Путина) и когда эстонским предприятиям старались помешать вести бизнес в России.
Винную войну Россия вела и против Грузии (начиная с 2006 года), да и Молдова была в таком же окружении. Хотя винная промышленность Молдовы по стандартам наверняка несравнима с французской или иной западноевропейской страны, все же введение санкций именно сейчас, после соответствующих шагов прозападного правительства Молдовы, прозрачно. Кроме траурного дня потребовали и вывода российских войск из Приднестровья.
В Москве обещали ограничить импорт вина из Молдовы еще в апреле, когда выяснилось, что и.о. президента Михай Гимпу не собирается принимать участие в параде победы на Красной площади. Теперь последовала новая угроза, которая свидетельствует, что Россия очень не нравится недавний поворот Молдовы в сторону более западной политики.
На деле это убедительно говорит о том, что Россия всячески пытается усилить свое политическое и экономическое влияние на территории бывшей советской империи. После того, как она, по сути, проглотила Украину (особенно в военно-стратегической области), давление на Молдову, без сомнения, усилится.
В такой ситуации очень важно, чтобы в случае возможных переговоров об обычных вооруженных силах не отказались от Стамбульского договора 1999 года, на основании которого Россия должна была вывести свои войска из Молдовы. На деле Запад должен в этом вопросе вовсе усилить давление».
Марко Михкельсон (Marko Mihkelson), председатель комиссии парламента Эстонии по делам ЕС
Перевод Хейно Сарап