3 июля в Москве прошла акция протеста Общества синих ведерок. Точнее говоря, не прошла, а проехала, ибо протест против широкого использования чиновниками мигалок и сирен был не пешим, а автомобильным.
Это уже далеко не первая акция этой общественной организации, получившей свое название из-за того, что входящие в нее автомобилисты, крепят на крышах своих машин детские ведерки синего цвета. В плотном московском автомобильном потоке эти ведерки неотличимы от синих проблесковых маячков на машинах российских чиновников.
Сегодняшний автопробег был сравнительно мирным. Предыдущие иногда заканчивались составлением протоколов об административных нарушениях, судебными разбирательствами и штрафами. Еще одна особенность сегодняшнего автопробега в том, что он проводится в отмечаемый сегодня день автоинспектора, профессиональный праздник дорожной милиции.
В 12 часов более сорока автомашин с синими ведерками на крышах стартовали от Бородинской панорамы на Кутузовском проспекте и со скоростью порядка 30 км в час и включенными аварийными сигналами медленно тронулась в сторону области. Милиция движению не препятствовала. На первых этапах колонну сопровождали пешеходы с синими ведерками в руках и велосипедисты, разумеется, тоже с синими ведерками, но прикрепленными к велосипедам или одетыми на голову. Встречные и обгоняющие автомобили радостно приветствовали автодемонстрантов сигналами своих клаксонов, из машин махали руками и кричали слова поддержки. Москвичи действительно устали от хамства чиновников, пренебрегающих общими правилами дорожного движения ради собственных удобств.
Эта усталость и раздражение от того, что чиновники относят себя к первому сорту, а всех остальных автомобилистов – ко второму, вылилось поначалу в стихийное, а затем и организованное общественное движение протеста. Один из организаторов этого движение Петр Шкуматов считает, что правом преимущественного проезда на дорогах должны обладать только милиция, пожарные и скорая помощь.
Петр Шкуматов: "Это мероприятие организовано всеми нашими друзьями и знакомыми по «синим ведеркам» и Федерацией автомобилистов России. Сейчас уже собралось порядка 25-30 машин. Я думаю, что многие подъедут уже в процессе акции. Как правило, 40-50 машин бывает на наших акциях. На прошлой акции было максимальное количество – 100 машин в колонне. Мы добиваемся полной отмены «права преимущественного проезда» машин чиновников. Мы добиваемся того, чтобы правом преимущественного проезда, правом нарушать правила уличного движения обладали только пожарные, скорая, милиция и МЧС. На текущий момент Совет Федерации вынес в Государственную Думу половинчатый законопроект об ужесточении правил пользования мигалками. Но это, мне кажется, пока скорее для отвода глаз. Мы будем продолжать бороться в этом направлении".
Колонна доехала до окружной автомобильной дороги, где собиралась развернуться в обратную сторону, но разворот был блокирован милицией. Пришлось ехать еще километров пять и разворачиваться уже за Москвой. На въезде в столицу участников автопробега ждал еще один сюрприз – милиция начала останавливать все автомашины с ведерками и проверять документы. Чтобы выловить из потока нужные им машины милиция то и дело включала красный сигнал светофора, благодаря чему автомобильная пробка на въезде в Москву растянулась на несколько километров.
Объяснять, по каким причинам они останавливают автомашины, милиционеры отказывались. Они также не были склонны говорить о своем личном отношении к автопробегу.
Милиционер: Я к ним никак не отношусь. У меня нет синего ведерка…
Давать интервью они тем более отказывались
Милиционер: Я не буду интервью давать. У нас есть пресс-служба ГУВД, все вопросы туда.
Когда документы у всех были проверены, члены Общества синих ведерок попытались поздравить милиционеров с их профессиональным праздником специально испеченным караваем хлеба и солью, но стражи порядка немедленно скрылись в своем придорожном домике, забаррикадировавшись изнутри. Пришлось оставить каравай на капоте одной из милицейских машин. Затем колонна без приключений добралась обратно до Бородинской панорамы, а шестеро самых отчаянных поехали еще демонстрировать к Кремлю, но и там у них все прошло благополучно.
Александр Подрабинек для Русской службы RFI, Москва.