Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сейчас в Москве отрабатывают сценарий подталкивания Беларуси к смене власти

© POOL / Перейти в фотобанкВысший Госсовет Союзного государства РФ и Белоруссии
Высший Госсовет Союзного государства РФ и Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какие цели - тактические или стратегические - имеет пропагандистский удар российских телеканалов по Александру Лукашенко? Как отреагировало белорусское руководство на фильм НТВ «Крестный отец»? Как может выглядеть стратегия Москвы в отношении к президентской кампании в Беларуси?

Какие цели - тактические или стратегические - имеет пропагандистский удар российских телеканалов по Александру Лукашенко? Как отреагировало белорусское руководство на фильм НТВ «Крестный отец»? Как может выглядеть стратегия Москвы в отношении к президентской кампании в Беларуси? На эти вопросы в передаче «Экспертиза Свободы» отвечают шеф-редактор газеты «Народная воля» Светлана Калинкина и руководитель аналитических программ компании БелаПАН Александр Класковский. Ведущий - Виталий Цыганков.

Цыганков: Вначале была передача «Однако» на ОНТ, потом сюжет на телеканале «Russia today», потом фильм на НТВ «Крестный отец», который уже называют скандальным. Такой беспрецедентной критики Лукашенко в российских СМИ не было никогда - года с 1996-го. Чем это вызвано, чего добивается Москва таким пропагандистским ударом?

Калинкина: Я считаю, что Лукашенко ответил на этот вопрос в интервью Euronews. Он там сказал, что это давление связано именно с президентскими выборами. Я соглашусь, что эта информационная атака неслучайная. Кстати, она не ограничивается телеканалами - в ряде газет и журналов тоже вышли очень критичные материалы о нравах белорусской власти и белорусского правителя. Поэтому я думаю, что эта на самом деле целенаправленная и санкционирована пропагандистская кампания, связанная в первую очередь с президентскими выборами.

Цыганков:
Но в таком случае не является это кампания определенным фальстартом? До выборов 7-8 месяцев. Не забудутся ли те эмоции, которые вызвали у читателей и слушателей эти фильмы?

Калинкина:
Мы же не знаем, какой у Москвы на президентские выборы план. Если этим все ограничится, то это и будет фальстарт, неприятный, но не смертный для Лукашенко. Но если будет продолжение темы .... В России сейчас находится ряд бывших чиновников из Минска, и российским СМИ, если понадобится, будет чем продолжить эту тему.

Цыганков:
Александр, являются ли эти фильмы свидетельством некоего системного, стратегического подхода  или это просто понятное личное раздражение руководителей России на Лукашенко?

Класковский:
Конечно, эмоциональный момент здесь присутствует с обеих сторон. Ранее стороны делали хорошую мину про интеграцию, но теперь уже «отвязались» и пошел безжалостный обмен ударами. Очевидно, Москва реализует долгосрочную стратегию жесткого прессинга на белорусское руководство в различных сферах. Мы знаем, что с 2007 года последовательно снижаются все экономические дотации. В информационной сфере - Москва этими фильмами решает ряд задач. Российскому зрителю таким образом объясняют: смотрите, с кем мы имеем дело, разве можно им дальше предоставлять дотации? А если взять «Russia today», то здесь отыгрывают газовую войну. Ведь по Eurоnews Лукашенко выглядел более эмоциональным и убедительным, чем представитель «Газпрома» Куприянов. Поэтому в сюжете объясняют: посмотрите, какой у нас партнер, и стоит ли удивляться, что совсем не по нашей вине возникают эти газовые войны. Если говорить вообще о стратегии, то Россия действует достаточно последовательно. Во-первых, она хотела запустить Таможенный союз и дожала Беларусь. Следующая цель – по дешевке скупить привлекательные активы, в конце концов, захватив командные высоты в белорусской экономике, привязав ее к Таможенному союзу, получить рычаги влияния и на политику.

Цыганков: А как можно оценить реакцию белорусской стороны?

Класковский: Пока Минск в растерянности и в шоке, не знает, как реагировать. Столько было апломба в ходе газовой войны, звучали демократические мотивы, а сейчас в Астане приходится подписывать договор фактически на российских условиях. А тут еще такая пощечина. Показательно, что власти не смолчали. Ведь ранее обычно, чтобы не привлекать внимание белорусской аудитории, вообще не комментировали такие вещи. Но сейчас вынуждены были реагировать, но пока набор их тезисов довольно стандартный и неубедительный.

Цыганков:
Светлана, а как можно оценить тот пассаж, который дали в начале фильма «Крестный отец» его создатели? Напомню, они написали там, что кассеты с записями были изъяты белорусским КГБ. Но потом в «Минске нашлись люди, которым удалось найти их в сейфе КГБ Беларуси и вернуть нам». Действительно ли здесь содержится намек, что Россия в белорусском КГБ имеет своих людей, которые работают на Россию?

Калинкина:
Могло быть и так, что телевизионщики просто не хотели подставлять своих коллег, работающих в Беларуси, которые дали им записи. Но не исключено, что действительно какие-то кассеты были возвращены «доброжелателями» телеканала НТВ.
Пока реакцией Минска я бы назвала полную растерянность. Мне кажется, что в Минске просто не ожидали, что Москва может ответить в той же интонации, в которой не раз нападали на Москву минские идеологи.

Цыганков: Как Москва будет формировать свою позицию в отношении к президентской кампании в Беларуси? В России стоит задача только понервировать Лукашенко или они уже дошли до постановки вопроса: «А может стоит кого другого?»

Калинкина:
Я думаю, что московские руководители пришли уже к пониманию, что Беларусь - это не только Лукашенко. Другое дело, есть ли конкретный сценарий именно на эту кампанию или это долгосрочная стратегия. Сегодня я пока не вижу в Беларуси кандидата, которого мог бы поддержать Кремль. Как минимум, сейчас в Москве прорабатывают сценарий подталкивания Беларуси к смене власти, если не сейчас, то через года два-три. Поэтому Лукашенко, когда видит киргизский сценарий, так нервничает.

Цыганков:
Что для Москвы лучше - давить еще больше на действующего главу, делать его все более зависимым, или делать ставку на другого?

Класковский:
Думаю, что в Москве в папке лежат различные сценарии относительно Беларуси. Другое дело, какой из них будет реализовываться в Беларуси. Я думаю, что тактика такая: выжать максимум всяких уступок, а там «посмотрим на поведение». Если поведение не понравятся, то будут и новые вбросы черного пиара, и другие действия. Если бы Москва имела возможность в ходе этой кампании провести в дамки свою фигуру, она бы это делала. Но поскольку такой уверенности нет, и неизвестно, что будет «на выходе», когда крепко замутятся события, то тактика пока такая, как есть. Однако я согласен со Светланой, что этими выборами дело не закончится. Москва видит, что все труднее договариваться с Лукашенко. Поэтому они будут или, говоря языком Лукашенко, «нагибать дальше», или продумывать другие более радикальные варианты, чтобы обеспечить продвижение своих интересов. Ведь теперь Москва чувствует определенную окрыленность. Был в Киргизии неудобный Бакиев - нет сейчас там Бакиева, был плохой для Москвы Ющенко - нет сейчас Ющенко. Поэтому, я думаю, в Кремле логично прокручивают дальнейшие ходы в направлении укрепления своих позиций на постсоветском пространстве.

Перевод: Светлана Тиванова