Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путь Белоруссии в преодолении кризиса

© РИА Новостибелоруссия
белоруссия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В июне этого года снова обострились экономические отношения России с одной из стран бывшего СССР. Год назад прошла украино-российская газовая война, а этим летом обозначилась белорусско-российская газовая война.

В июне этого года снова обострились экономические отношения России с одной из стран бывшего СССР. Год назад прошла украино-российская газовая война, а этим летом обозначилась белорусско-российская газовая война.

Российский газовый гигант Газпром сократил поставки газа Белоруссии, а белорусский президент Александр Лукашенко приказал прекратить транзит российского газа в Европу. Парадоксальным образом те, кто, описывая украинскую газовую войну год назад, однозначно был на стороне Украины и напоминал об имперскости России, в этом году промолчали, когда наметился аналогичный конфликт с Белоруссией.

Очевидно, писать о Белоруссии не так просто, как об оранжевых украинских революционерах. Латвийской публике годами внушалась догма о последней диктатуре Европы. Хотя чаще всего те, кто отличается глумлением над Белоруссией, как правило, сами не видели страну, на которую они навешивали один ярлык за другим.

Ответ все же простой. Белоруссия выбрала свой путь развития. Президент Белоруссии сохранил промышленный потенциал страны, который во времена СССР в основном был с военным уклоном. В самые ужасные годы кризиса промышленность продолжала работать и платила зарплаты своим работникам. В то время зарплаты были ничтожными, их хватило только на продовольствие и коммунальные платежи, но зарплаты (а не пособия по безработице) платили, и заводы с военной продукции постепенно перестроились под нужды рынка Белоруссии, России и ЕС. Реформы в Белоруссии проходили более медленными темпами, и по-прежнему, как подчеркнул консул Республики Беларусь в Латвии Игорь Назарук, государство сохраняет контроль над ценами на несколько десятков важнейших товаров.

Государственные предприятия были сохранены, постепенно модернизированы и упорядочены. Теперь они лакомый и желанный кусок для структур, которые специализируются на захвате  государственного имущества по дешевой цене, чтобы потом выгодно продать его другим. Как в интервью телеканалу Euronews высказался президент Белоруссии Александр Лукашенко, именно желание российских предпринимателей «за бутерброд» прибрать к рукам белорусские государственные предприятия является главной причиной разногласий между Россией и Белоруссией, а также газовой войны.

Александр Лукашенко, формируя молодое белорусское государство, сохранил очень много элементов со времен СССР. Памятники советского времени не были снесены - как свидетельство истории. Сохранены идеологические отделы как в государственных учреждениях, так и на предприятиях. Только коммунистическая идеология уже давно заменена фундаментально разработанной идеологией белорусского государства. В этом большое отличие от Латвии. В Латвии политики, восстанавливая государство, считали, что Латвия может существовать просто так, и что единственная цель, которую нужно определить: у латвийского государства может быть постепенный отказ от независимости и суверенитета, прежде всего, отдав часть независимости НАТО и ЕС, а теперь главная мечта отказаться от финансовой самостоятельности и вступить в еврозону. Другие цели не нужны!

Идеология и народная дипломатия

Белорусские власти вопрос государственной идеологии разрабатывали тщательно и основательно. Теперь у белорусского государства есть своя идеология, экзамен по которой нужно сдавать в вузах. Каждый специалист должен знать, какова цель государства, что все народы и религии равноправны, что благосостояние народа и социальная защищенность это важнейшая ценность, что государство поддерживает частную собственность и частную инициативу, но государство сохраняет свои функции в планировании экономики и в определении ее направлений в соответствии с интересами общества.

У соседей Латвии каждое государственное предприятие, а также государственное СМИ должны учитывать и поддерживать государственную идеологию Белоруссии. Хочешь работать в государственной структуре – должен поддерживать поставленные государством цели. Не хочешь поддерживать их – ищи работу в другом месте.

У такой авторитарной системы есть даже свой шарм в сравнении со странами, где идеология, словно флюгер, который ежеминутно меняет направление в зависимости от того, каковы бизнес-интересы получившей власть клики, или от того, как меняется глобальный внешнеполитический аппетит самого большого союзника государства.

Белорусскую систему сами белорусы могут спокойно сравнивать с установленным в других странах порядком. В современном мире происходит постоянный обмен информацией. Все, что преподносит официальное ТВ или информационный канал, может быть противопоставлено тому потоку информации, который дают Интернет, спутниковая антенна или разговоры по мобильному телефону.

У каждой белорусской семьи со времен СССР есть круг родственников, знакомых, друзей и сослуживцев, который был рассеян по всему СССР и после развала СССР в основном остался на своих местах жительства. Народная дипломатия сравнивает рассказы близких и надежных людей о том, как живут в других местах – в России, Украине, Таджикистане, Латвии или Польше. Народная дипломатия разоблачит любую ложь в официальной позиции и официальном информационном потоке. Выводы народной дипломатии ясны. Лучше та форма управления, при которой лучше жить.

До кризиса белорусские коллеги с восхищением смотрели на зарплаты латвийских журналистов, многие верили, что величина зарплат это результат выбранной Латвией модели демократии. Раз такие хорошие зарплаты, значит, стоит мечтать о такого типа демократии. Другие мнения ставились под сомнение. Помню, когда в конце 2007 года латвийские журналисты встречались с белорусскими коллегами, то многие из них отказывались верить, что главные редакторы почти всех крупнейших газет Латвии находятся в статусе обвиняемых по статьям 158 или 157 Уголовного закона («За оскорбление чести и нанесение ущерба достоинству в СМИ». - Прим. переводчика). Один из сторонников белорусской оппозиции даже высказал подозрения, что это срежиссированная спецслужбами Белоруссии фикция, чтобы оклеветать подлинную демократию, и что все рассказчики об обвинениях по статье 158 Уголовного кодекса агенты Лукашенко.

Еще в конце 2008 года многие представители белорусской интеллигенции критически отзывались о системе управления своего государства и смотрели на Латвию и на Балтию с большими надеждами. Так было еще в октябре 2008 года. Потом начался кризис, который для Белоруссии тоже не был радужным. В 2009 году объемы экспорта Белоруссии в долларовом выражении сократились почти на 50%. Хотя по количеству товаров снижение было меньше, но валютные доходы Белоруссии оказались наполовину меньше, чем год назад. Руководство Белоруссии сделало то, чего не захотел Банк Балтии. Белоруссия девальвировала местную валюту более чем на 20%. Это позволило приостановить поток импорта и улучшить экспорт. Вместе с этим Белоруссия предотвратила кризис и закончила 2009 год с ростом ВВП в 0,2%. В свою очередь, безработица снова приблизилась к нулевому уровню.

Последствия кризиса были пропорционально распределены на всех. Белоруссия так же зависит от импорта, как Латвия, и в течение года цены на электроэнергию возросли на 27,8%, а на тепло - на 28%, цены на молоко и мясо увеличились на пятую часть и т.д. В целом по году инфляция достигла 13%. Кризис начался так же драматично, как у нас, но сейчас Белоруссия в намного лучшей ситуации, чем другие страны, в особенности в Балтии. С Латвией даже нельзя сравнивать. До кризиса главными недостатками Белоруссии называли так называемое государственное доминирование в экономике, планирование экономики и частичное регулирование цен. Оказалось, что т.н. недостатки это самое большое преимущество Белоруссии, что помогло менее болезненно преодолеть потрясения глобального кризиса. Один из моих старых знакомых, оппозиционный журналист, теперь в 2010 году даже счел нужным отругать Латвию: «Вы (Латвия) убили нашу мечту о демократических переменах. Вы осквернили демократию. Экономический крах Латвии уничтожил любую основу для белорусской оппозиции».

Народная дипломатия – главная опора государственной политики Белоруссии. Родственники, знакомые из Украины, Латвии и России рассказывали ужасные истории о кризисе и последствиях кризиса. Правдивые рассказы из Латвии о кризисной жизни на белорусов воздействуют намного лучше любой пропущенной через идеологию передачи. В Латвии очень много жителей белорусского происхождения. Только в Краславском районе 16% белорусов.

Теперь Лукашенко смотрит в камеры западных ТВ и говорит, пусть позволят белорусскому народу без помех сделать выбор, с каким президентом жить дальше. Народная дипломатия сработала лучше, чем сотни статей или радиосюжетов.

Однако, сказанное не означает, что в Белоруссии нет проблем. Очень у многих, в особенности занятых в интеллектуальной сфере маленькие зарплаты, а инфляция велика, слишком высоки цены на квартиры и т.д. Только в других местах - в Латвии, Украине и малых городах России - условия намного, намного суровее.

Балтийский кризис затронул приграничье

Кризис в странах Балтии прямым образом затронул приграничную территорию Белоруссии. И Латвия, и Литва ввели жесткие правила пересечения сухопутной границы. Таможня Литвы на границе буквально перетряхивает багаж путешественников (некоторых даже заставляли выпустить воздух их запасного колеса) в поисках сигарет и алкоголя. Со стороны Белоруссии, в свою очередь, строгие правила въезда на легковом авто. При пересечении границы улаживание формальностей занимает примерно час. Если где-то ошибешься и вместо двух деклараций заполнишь только одну, то становись в очередь заново. Литовцы едут в Белоруссию за горючим (там оно намного дешевле, чем в ЕС). Бывает, что на автозаправочной станции недалеко от границы приходится стоять в очереди около часа. Можно попытаться сэкономить и въехать в Белоруссию с пустым бензобаком, но тогда надо рассчитывать на то, что потратишь много времени, простаивая в очередях на приграничных заправках.

Кризис изменил также приоритеты белорусского бизнеса. Экспорт в СНГ составляет менее половины общего объема. Доля России в белорусском экспорте немного выше 30%. Как пояснил консул Республики Беларусь в Латвии Игорь Наразук, Белоруссия фактически завершила приведение стандартов своей продовольственной промышленности в соответствие с требованиями ЕС, и больше не будет формальных препятствий для экспорта белорусского продовольствия в ЕС. Однако на многих качественных белорусских макаронах, чипсах, хлопьях и т.д. надписи только по-белорусски, по-русски, по-украински или по-молдавски. Это косвенно свидетельствует о главных направлениях экспорта продовольствия из Белоруссии.
Моя поездка в Белоруссию совпала с тем моментом, когда шла подготовка к газовой войне. Министры и чиновники правительства Белоруссии были спокойны: если не удастся договориться с Россией, Белоруссия будет искать путь к партнерству с Европой: «Мы преодолели кризис лучше, чем другие. Мы лучше подготовили экономику к долгосрочным вызовам, и у нас нет необходимости соглашаться на какие-либо ультиматумы, независимо от того, кто их предъявляет – Россия, Европа или Валютный фонд».

В транзите Латвию оттесняет Литва


Для Латвии Белоруссия остается важнейшим партнером по транзиту. Россия, организуя свои транспортные коридоры, может выбирать как экономически выгодные направления транзита, так и принять политическое решение использовать только свои – российские – терминалы перевалки грузов. У России есть свои порты на Балтийском, Черном и Баренцевом морях. В свою очередь, у Белоруссии нет выхода к морю, и ей нужно будет сотрудничать с соседними странами. Еще несколько лет назад Латвия была лидером в обслуживании белорусского транзита, а теперь, в особенности в течение последнего года, Литва жестко отодвинула Латвию в сторону, переняв обслуживание белорусского транзита. Пока Валдис Домбровскис (премьер Латвии – прим. переводчика) искал счастья в Вашингтоне, Литва добилась, что Клайпеда выбрана местом для терминала сжиженного газа для нужд Белоруссии с размером инвестиций в полмиллиарда долларов.

Если бы Латвия добилась того прироста грузов, который в этом году от Белоруссии получила Литва, то кризис в Латвии уже закончился бы, и ВВП от минусов перешел бы к плюсам. Только есть две большие проблемы, мешающие Латвии в полной мере использовать свое географическое положение – возможности инфраструктуры наших портов и железной дороги. Первая. Правительству Латвии нужно отвернуть голову от направления Афганистана и Вашингтона и начать думать в первую очередь об интересах Латвии (а не Америки). Есть и вторая проблема. Литва получила возможности прорыва, потому что ниша рынка освободилась из-за бизнес-конфликта в Вентспилсе. Взаимные конфликты вентспилсского бизнеса открыли Литве Белоруссию, и пока вентспилсчане описывали грузы и имущество друг друга, литовцы просто захватили коридоры транзита белорусского сырья. Теперь переманить на свою сторону уже разработанные схемы логистики, в которые вложены десятки миллионов, что закреплено долгосрочными договорами, будет очень сложно даже в том случае, если произойдет чудо, и конфликт вентспилсских предпринимателей закончится хотя бы плохим, но мировым соглашением.

Перевод: Лариса Дереча