Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наследие Казахстана – Литве

Закат ОБСЕ picture
Закат ОБСЕ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В следующем году Литва станет председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Этот тяжелый, но почетный статус наша страна перенимает у Казахстана, который в эти дни подводит первые промежуточные итоги своего председательствования. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, в рамках проекта «Большой разговор», организованный информационным центром «Казахстан медиа», рассказал «Литовскому курьеру» о том, что уже сделано в укреплении безопасности в Европе, и что предстоит делать Литве.

В следующем году Литва станет председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Этот тяжелый, но почетный статус наша страна перенимает у Казахстана, который в эти дни подводит первые промежуточные итоги своего председательствования. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, в рамках проекта «Большой разговор», организованный информационным центром «Казахстан медиа», рассказал «Литовскому курьеру» о том, что уже сделано в укреплении безопасности в Европе, и что предстоит делать Литве.

 
- Насколько тесное сотрудничество по линии ОБСЕ в настоящий момент можно наблюдать между Казахстаном и Литвой – Действующим и будущим председателями ОБСЕ?

- В рамках председательства Казахстана в ОБСЕ нами осуществляется плодотворное взаимодействие с нашими литовскими друзьями, включая совместное участие представителей обеих стран в мероприятиях по линии ОБСЕ,  проработку совместных инициатив по дипломатическим каналам и в ходе непосредственных контактов, а также консультации по актуальным вопросам деятельности Организации.

В ходе состоявшегося в апреле традиционного тура Действующего председателя ОБСЕ по странам Восточной Европы, по договоренности с литовской стороной, в состав делегации была включена советник премьер-министра Литовской Республики по внешнеполитическим вопросам Л. Закаревичене.

В плане общеполитического взаимодействия мы поддержали ряд инициатив литовской стороны, в частности, по  проведению в Вильнюсе международной конференции по вопросам Приднестровского урегулирования, по участию Казахстана в некоторых проектах, включая «ОБСЕ-Интерпол: поддержка деятельности Интерпола в Кыргызстане и Таджикистане», а также по организации в течение 2010 года поездки в Казахстан делегации представителей литовского OSCE Task Force для изучения опыта председательства и обсуждения путей обеспечения преемственности.

В вопросах экономической сферы следует подчеркнуть активную позицию, занятую послом по особым поручениям МИД Литвы г-ном Витаутасом Наудужасом в свете выполнения им функций Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ по транзитно-транспортным вопросам. Г-н Наудужас активно участвует во всех мероприятиях казахстанского председательства в экономико-экологической сфере, способствуя продвижению выбранного нами приоритета развития трансконтинентальных транспортных коридоров.

Так, 30 марта – 4 апреля г-н Наудужас и Личный представитель Действующего председателя по экологическим вопросам, европарламентарий Струан Стивенсон посетили ряд стран Центральной Азии с целью обсуждения с официальными лицами этих государств состояния дел и перспектив сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и природоохранной деятельности в свете реализации приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ.

Хочу также отметить успешное проведение 29 января этого года в Алматы международной конференции «Роль логистики на пути Азия-Европа», которая прошла под патронатом МИД и министерств транспорта и коммуникаций Казахстана и Литвы. Полагаем, что это мероприятие имело большое значение в свете обозначенного единства приоритетов в экономической сфере председательств Казахстана и Литвы в ОБСЕ.

С учетом приоритетности афганской проблематики в контексте председательства Казахстана в ОБСЕ, Казахстан высоко оценивает деятельность Литвы в восстановлении и реабилитации Афганистана. Нам хорошо известен вклад литовской стороны в восстановление афганской провинции Гор, в том числе осуществление двух крупных инфраструктурных проектов по строительству автомобильной дороги Кабул-Чагчаран-Герат, общей протяженностью 750 км и ремонт взлетной полосы аэропорта в городе Чагчаран.

Казахстан солидарен с Литвой в стремлении к скорейшей стабилизации ситуации в Исламской Республике Афганистан, становлении его в качестве мирного и процветающего государства.

Казахстанская сторона через свое посольство в Кабуле изучает возможность скоординированных действий в этой стране, включая обучение студентов из провинции Гор в рамках своей образовательной программы, соглашение по которой было подписано мной в ходе визита в Афганистан 22 ноября 2009 г.

Вопросы взаимодействия в рамках «тройки» ОБСЕ, повестки дня планируемого саммита и летней неформальной министерской встречи Организации в  Алматы, были рассмотрены в ходе моей недавней встречи с литовским министром иностранных дел Аудронюсом Ажубалисом в Стамбуле 7 июня. Важно, что мы были едины во мнении о важности дальнейшей тесной координации усилий двух стран в продвижении таких вопросов на повестке дня ОБСЕ, как урегулирование затяжных конфликтов и развитие экономического сотрудничества в транспортной сфере, что является приоритетом как для действующего председателя Казахстана, так и для будущего руководителя организации Литвы.

Приведу еще такой пример из нашего опыта. Состоявшаяся в июне 2009 года неформальная министерская встреча стран-участниц ОБСЕ на греческом острове Корфу не только продемонстрировала свою полезность и эффективность в плане свободного обсуждения важнейших вопросов повестки дня Организации на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и положила начало одноименному процессу, способствующему осмыслению всеобъемлющей и неделимой безопасности на обширном пространстве ОБСЕ. Казахстанское председательство продолжило эту добрую традицию, и 16-17 июля текущего года проводит в Алматы очередную неформальную министерскую встречу.

Мы надеемся, что следующее - литовское - председательство продолжит данную практику. Наши балтийские друзья выдвинули в предварительном порядке следующие приоритетные вопросы на период своего руководства в ОБСЕ в 2011 году: развитие диалога по европейской безопасности («процесс Корфу»), укрепление безопасности на пространстве ОБСЕ, энергетическая безопасность, реализация потенциала организации в продвижении многосторонних транспортных проектов, защита базовых прав человека, и особенно свободы СМИ. Кроме того, мы признательны Литовской Республике за намерение сохранить Центрально-Азиатский регион в фокусе своего председательства. Все эти направления входят в число и наших приоритетов.

- Вслед за Казахстаном Литва начнет председательство в ОБСЕ. Какое наследие Казахстан оставит Литве в этой Организации? Какие, на ваш взгляд, есть самые долгоиграющие проблемы, которые невозможно решить за время, отведенное стране-председателю, и которые приходится «перехватить» следующему председателю?

- Безусловно, в контексте нашего председательства и активной деятельности в ОБСЕ мы не можем и не будем ограничиваться временными рамками нашего председательства. Мы – реалисты и отчетливо осознаем, что продвигаемый казахстанским председательством процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан, как активный член организации, настроен на кропотливую и, если понадобится, многолетнюю работу в этом направлении.

Надеемся, что инициируемый нашим председательством саммит ОБСЕ придаст мощный импульс развитию Организации, создав благоприятный фон для активной и плодотворной работы литовского председательства в 2011 году. Мы настроены оказывать всемерную поддержку нашим литовским друзьям по всем заявленным им предварительным приоритетам, которые в большой степени перекликаются с интересами Казахстана как государства Центральной Азии и Действующего председателя ОБСЕ. Имею в виду, в первую очередь обеспечение безопасности в Европе и Центральной Азии, противодействие новым вызовам и угрозам, укрепление мер доверия и безопасности, межэтническая и межрелигиозная терпимость, транспорт и экологические проблемы.

В целом, мы готовы активно делиться с литовскими партнерами нашим опытом председательства. Кроме того, следует учитывать и то, что в 2011 году Казахстан будет входить вместе с Литвой и Ирландией в состав руководящей «Тройки ОБСЕ». В течение определенного периода мы будем председательствовать в такой важной структуре Организации, как Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ).

- Один из самых главных вызовов для страны, председательствующей в ОБСЕ, - это так называемые «замороженные конфликты». У Казахстана есть свой рецепт решения таких конфликтов?

- В настоящее время в зоне ОБСЕ насчитывается ряд неразрешенных конфликтов: Косово, Приднестровье, Нагорный Карабах, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты. Эти конфликты возникли как результат обострения межэтнических противоречий в условиях распада или ослабления государств, на территории которых они протекали.

В рамках урегулирования этих конфликтов работают соответствующие структуры с участием ОБСЕ – переговорный формат «5+2» (Приднестровье), Женевские дискуссии (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты), Минская группа ОБСЕ (Нагорный Карабах).

По традиции с начала текущего года я в качестве Действующего председателя ОБСЕ посетил ряд стран, вовлеченных в данные процессы. Мной назначен Специальный представитель по затяжным конфликтам посол Болат Нургалиев, который активно ведет ежедневный диалог со всеми заинтересованными сторонами.

Считаю, что успех каждого председательства во многом зависит от результативности усилий по содействию урегулирования и достижения позитивных подвижек в рамках затяжных конфликтов, значение которых в международной и региональной политике существенно возросло.

Хотел бы отметить, что сравнительным преимуществом ОБСЕ является ее мандат и экспертиза в области предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, нейтральная и прозрачная политика. ОБСЕ остается уникальным форумом для продолжения переговорного процесса с участием всех заинтересованных сторон.

Но, к сожалению, как мы видим, ОБСЕ иногда оказывается не в состоянии достичь видимых результатов, так как Организация является консультативным органом, лишенным, в отличие от ООН, реальных рычагов воздействия на подобные ситуации (размещение военного контингента, введение режима санкций). Как вы знаете, все решения в ОБСЕ принимаются на консенсусной основе, и такой подход в значительной мере затрудняет оперативное решение конфликтных ситуаций, трансформируясь в длительный процесс.

Кризис на Южном Кавказе в августе 2008 г. продемонстрировал реальную угрозу размораживания и эскалации конфликтов, а потенциал ОБСЕ в предупреждении и предотвращении конфликтов был поставлен под серьезное сомнение. Отрезвляющий опыт, полученный Организацией в последнее время, способствовал пониманию необходимости скорейшей ревизии используемой методологии, предназначенной для выполнения основного международного предназначения ОБСЕ.

В этой связи в ОБСЕ активизировались дискуссии по вопросу создания механизма предотвращения кризисов ОБСЕ с широким спектром инструментов и каналов реагирования на возможные кризисные ситуации. В выработке механизма предупреждения кризисов должны применяться единые стандарты и принципы. Главное средство раннего распознавания конфликтов считаю заинтересованные консультации, откровенный обмен мнениями по всему кругу вопросов, волнующему государства-участники.

Относительно рецептов для урегулирования затяжных конфликтов хотел бы отметить, что не может быть никакой альтернативы переговорам и постоянным дипломатическим усилиям, а главное – желание у сторон двигаться вперед. Любое использование силы или угрозы ею – это путь в никуда, в тупик, из которого затем десятилетиями мы пытаемся найти выход.

Кроме того, продвижение вопросов толерантности и недискриминации является одним из ключевых приоритетов казахстанского председательства. Убежден, что принципы толерантности, создание законодательных основ, способствующих последовательному росту взаимного доверия и уважения, максимально бережные и  ответственные действия в межнациональной  сфере должны стать залогом урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов.