В Москву из Ейска в четверг, 8 июля, доставлены тела детей, утонувших в Азовском море. Правительство Москвы заявило, что возьмет на себя все расходы, связанные с организацией похорон. В среду утром группу подростков и воспитателя детского лагеря "Азов" во время купания в море унесло течением. Погибли шестеро детей и воспитатель. Двоих детей удалось спасти.
Владимир Кара-Мурза: По личному распоряжению президента Медведева в летних лагерях отдыха Краснодарского края начнется тотальная прокурорская проверка выполнения инструкций по соблюдению правил безопасности на воде. Это решение принято вскоре после начала предварительного расследования обстоятельств гибели 7 июля в Азовском море шестерых московских школьников, а также одного воспитателя. Глава государства призвал всех руководителей субъектов федерации провести проверку вопросов безопасности пребывания детей в летних лагерях. Об этом он заявил на встрече с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным. "Нужно провести профилактику по всем субъектам, которые занимаются летним оздоровительным отдыхом. Нужно вызвать всех руководителей соответствующих детских структур и объяснить им, на что обратить внимание, а они должны все организовать, включая вопросы должностных обязанностей воспитателей, от выбора места отдыха до их собственной ответственности", - подчеркнул президент. "К сожалению, то, что происходит, в том числе трагический случай в Краснодарском крае, показывает, что с точки зрения безопасности у нас делается далеко не все", - посетовал глава государства. "Есть большие проблемы с точки зрения организации летнего отдыха и с точки зрения подготовленности, моральных качеств педагогического состава", - сказал президент. Проблемы детского летнего отдыха, на которые обратил внимание глава государства, мы сегодня обсуждаем с депутатом Государственной думы от фракции "Справедливая Россия" Еленой Драпеко и заведующей отделом политики "Независимой газеты" Александрой Самариной. В какой момент, по-вашему, произошло разрушение многолетней системы детского оздоровительного отдыха?
Елена Драпеко: Думаю, когда государство перестало контролировать жестко. Все системы расстроены, и контроль ослаб. Многие лагеря детские переданы субъектам федерации, которые были федеральными, часть из них муниципалитетам, у тех нет денег, нет сил на то, чтобы это контролировать, и в результате вся система разрушилась. А в этом году мы с печалью констатировали, что вообще финансирование детского оздоровительного отдыха было передано исключительно на уровень регионов, и в связи с кризисом оно было крайне недостаточным.
Владимир Кара-Мурза: В чем вы видите причины издержек, таких трагических обстоятельств, сопровождающих детский отдых в летних лагерях отдыха?
Александра Самарина: Меня немножко напрягает то обстоятельство, что спрашивают сейчас с тех оздоровителей, которые на местах, в регионах. На самом деле я бы занялась не регионами, а занялась теми организациями, теми школами, детскими учреждениями, которые направляют из столицы туда детей. И у меня вопросы не столько к воспитателям, сколько к директорам этих школ. И еще одно обстоятельство: разваливаться начало это не тогда, когда перестройка и стала рушиться прежняя система, а когда исчезли скрепы, державшие эту систему. А этими скрепами был элементарный страх. Если бы депутат Драпеко сейчас была бы до конца искренней, она сказала бы, что да, держалась прежняя система, держалась дисциплина только на страхе. Но из ничего не выйдет ничего. Система не была построена. Ее, нормальной системы, и не было.
Владимир Кара-Мурза: Может быть действительно система рухнула потому, что держалась на песке?
Елена Драпеко: Да нет, у нас было очень много всяких систем контроля, они были многослойные. Была система контроля Министерства образования, которому подчинялись эти лагеря, была система контроля партийная, была система контроля, народный контроль так называемый, который тоже проникал везде и все контролировал, в том числе и чиновников. Сегодня вся система разрушилась. Учителям и преподавателям школ, которые направляли детей, какие можно предъявить претензии? Только что они эти путевки получили и, наверное, были счастливы, потому что, к сожалению, очень немногие дети могут сегодня оздаравливаться в лагерях. Поэтому они надеялись на то, что там все организовано, лагерь был принят. А внутренняя дисциплина вообще в обществе упала, дисциплина исполнительская. Ведь проблема и трагедия произошла из-за того, что учителя повели детей купаться туда, где купаться было запрещено, и сами вместо того, чтобы контролировать этот процесс, занялись пикником. Поэтому страх может быть и нужен, страх ответственности за то, что ты делаешь. А сегодня контроль над кадровым набором воспитателей, видимо, недостаточен.
Александра Самарина: Вот опять-таки, я считаю, что здесь сейчас только что были блестяще подтверждены мои тезисы. Несколько раз прозвучало слово - контроль, контроль, контроль. Я бы заменила эти термины на профессионализм, профессионализм и еще раз профессионализм. И я настаиваю, что это не было профессионально сделано директором этой школы, наверное, не только этим директором, не только этой школы. Мне смешно слышать, когда говорят: она была счастлива. Воспитатели, учителя были счастливы получить эти несчастные путевки и, наверное, недорого и, наверное, что-то сэкономили, и отправить детей куда-то отдыхать. И здесь я вижу отношение к детям, как вообще к людям, это было и при советской власти, как к каким-то вещам, которые можно как посылку взять и отправить. Извините меня, если ты отправляешь детей в летний лагерь по путевке, которая пришла и которой ты почему-то счастлив, ты десять раз проверь, съезди сам туда, посмотри, поговори с людьми, какие опасности ждут этих детей на месте. Этого же не было сделано. И это непрофессионально - это системная ошибка. И не страхом здесь нужно, не бесконечными партийными контролями, знаю я этот партийный контроль очень хорошо, что он собой представлял, а просто системой профессионального обучения педагогов.
Владимир Кара-Мурза: Вот, что сказал президент Медведев, который внимательно изучил обстоятельства трагедии: «Я уже посмотрел сегодня - в крови этих воспитателей, не знаю, как назвать иначе, алкоголь обнаружен. То есть они распивают спиртные напитки во время осуществления своих надзорных функций. Вообще, строго говоря, это попахивает совершением преступления».