В англоязычном Интернет-журнале Russia Profile вышел необычный "специальный доклад" о современном видении понятия "Русская душа". В 15 статьях российские и иностранные авторы анализируют с современных позиций это живущее уже около 150 лет представление пишущих о России. Предлагаем Вашему вниманию некоторые статьи этой серии в русском переводе.
Существует ли связь между легендарной русской душой и хаотичным миром современного российского бизнеса? Абсолютно! Я понял это вскоре после того, как приехал в Россию в 1992 году, чтобы начать здесь свое дело. Я узнал, что бизнес в России похож на бизнес в любом другом месте – но он другой. Эта разница частично является результатом того, что я называю «третья сторона русской монеты». Эта разница не является всецело положительной или всецело отрицательной, но любой бизнесмен, особенно иностранец, должен знать о ней, даже если он совсем ее не понимает.
Историки, поэты и политики говорят о «душе» России, и часто делают это тихим и мистическим тоном. Душа важна для русского человека. Она дает объяснение необъяснимому. В романе «Анна Каренина» Лев Толстой использует это слово 108 раз, а в романе «Война и мир» - 152 раза. Не знаю уж, насколько это важно, но Уильям Шекспир использовал это слово лишь 14 раз в «Ромео и Джульетте» и 34 раза в «Гамлете». С другой стороны, русские, несомненно, не единственные, чья «душа» объясняет нюансы их национального характера. «Душа» людей – это та сознательная или неосознанная суть, определяющая, кто они такие. Для русских людей, это «ощущение» русскости, глубокое благочестие земли и духа.
У русской души, похоже, есть два аспекта: личный и безличный. Одна ее сторона – это соблазнительная тяга, оказываемая Россией на всех, кто ее любит, необъяснимое притяжение, похожее на песни сирен, звучащие для потерянных моряков. Другая сторона – это логическое обоснование, предлагаемое русскими самим себе, чтобы объяснить все эти характерные странности жизни, и с помощью которого они чувствуют себя привязанными, будто какой-то бесконечной пуповиной, к таинственному прошлому и непредсказуемому будущему. Эта сторона очень близко знакома со страданиями, и корни ее уходят назад, на тысячи лет. Триада Сергея Уварова «православие, самодержавие, народность» определяла ее для Николая I и всех, кто пришел за ним. Именно эта другая сторона русской души всплывает в бизнесе по-русски.
Принято считать, что в русском бизнесе контракт – это начало, а не конец переговоров. Почему так? Дело тут в глубокой вере в фатализм, присутствующей в первой части формулы Уварова. Даже если он подписывается под соглашением, русский бизнесмен считает, что не контролирует будущее и то, как другие люди и события могут повлиять на предполагаемые результаты. Это вера в судьбу, которая, как надеются, будет благоприятной, но, в принципе, находится вне власти человека. Это называется оптимистичным фатализмом и сосуществует с ощущением личной неспособности сделать мир лучше, повлиять на события. «Давайте надеяться на лучшее», слышно повсюду. Это противоположно западным понятиям о личной инициативе и ответственности за свою собственную жизнь.
Политики часто используют слова «диктатура закона», чтобы описать организованное общество, но часто вкладывают в них противоположные значения. Западная правовая практика предполагает законы, сформировавшиеся снизу вверх. Однако, ссылаясь на второй компонент триады Уварова, можно заметить, что диктатура закона в России исторически устанавливалась сверху вниз. Я называю это «диктатура перстов». На каждый указующий перст найдется еще один. В делах это обычно негативно влияет на контракты или даже исполнение законов. Это замедляет прогресс. Так что ситуация становится предсказуемо непредсказуемой.
Однако у всего это в России есть решение. Речь идет о необычной живости национального характера, представленной в жизненно важной роли личных отношений. Мне не потребовалось много времени, чтобы понять это. Я обнаружил, что личные отношения с моими сотрудниками, клиентами и даже конкурентами и правительственными чиновниками оказались основой успеха компании. Честно говоря, за все годы ведения бизнеса, как в США, так и за рубежом, я никогда не сталкивался с такой преданностью компании. Она состояла в первую очередь из личных обязательств друг другу, но результатом этих личных связей был корпоративный успех. И это ведет нас к третьему компоненту уваровской формулы для России. «Народность» - это, на самом деле, гордость за принадлежность к русскому народу. Историческая гордость силы, выживания, героизма вопреки всему.
Эта страна подвергалась нападениям со всех сторон, однако уцелела и сохранила свое романтичное самосознание. Несмотря на этническое разнообразие огромной страны, люди гордятся своей «русскостью». Это – часть «третьей стороны монеты». Я быстро выучил, что в России нельзя принимать хроническое «нет» за ответ, потому что когда я отвергал подобную реакцию и спрашивал «Если бы вам пришлось это сделать, как бы вы поступили?», в ответ я почти всегда получал изобретательный ответ. «Я могу это сделать, потому что я – русский» - таким был типичный ответ. И все было сделано.
Эта «русскость» вкупе с относительной свободой, позволяющей усердно работать для достижения цели, дает свои результаты. Дорога России вперед усыпана препятствиями, среди которых самыми видимыми и одновременно незаметными являются бессмертная жадность и коррупция. Это недостаток и препятствие, но это не непроходимая стена. Использование положительных ценностей русской души может уменьшить сдерживающий фатализм и улучшить повседневный стиль работы всех, включая бизнесменов, оказав тем самым конструктивное влияние на Россию и ее бизнес. Пожалуйста, давайте только без негатива. Прочитайте это с решимостью добиться успеха. Это благородная и достижимая цель.
Фредерик Андресон – бизнесмен из Калифорнии. Автор нескольких книг, включая «Хождение по тонкому льду: американский бизнесмен в России»