На берегу Каспия открылся новый красивый офис с вывеской “Исполнительная власть Шуши". На церемонии открытия офиса развернутым выступлением порадовал сограждан президент Алиев Второй. На некоторые аспекты его речи, полной пропагандистских лозунгов и давно разжеванной белиберды, стоит обратить внимание.
Азербайджанский президент в очередной раз берется доказать тезис об “армянских пришельцах” на землю карабахскую, так и не получивший какого-либо обоснования за пределами Азербайджана. Да и сам Алиев, пробившийся в кумиры махровых националистов, не может отыскать хотя бы толику фактологии: “Будучи переселенным в начале XIX века,.. впоследствии по различным причинам армянское население в Нагорном Карабахе составило большинство”. Но все-таки “названия всех сел, городов олицетворяют историю Азербайджана”. И в отличие от “армянских пришельцев” “коренные азербайджанцы” были настолько “древними, миролюбивыми, толерантными и гуманными, что строили для армянского меньшинства церкви в XIV-XV веках”...
Ни для кого не секрет, что эти нелепые заявления предназначены исключительно для “внутреннего потребления”. Не менее занимательно и толкование международного права на бакинский манер. Для начала две цитаты из алиевской речи: “...Решения международных организаций являются основой для урегулирования проблемы”; “Несмотря на нарушение Арменией норм международного права, никто их не отменял”. Придется признать: Армения, Нагорно-Карабахская Республика, а заодно и весь остальной мир уступают Азербайджану в информированности и, так сказать, в научных познаниях. До сего дня правоведы Армении и других стран “ошибочно” полагали, что решения международных организаций, таких как Организация Исламская конференция или Консилиум приграничных стран Азербайджана, не имеют никакой ценности с точки зрения международного права. Общеизвестно, что “источниками международного права”, согласно статье 38(1) Статута Международного Суда ООН, являются международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
...Ни одна резолюция не может стать “правовой основой” для решения конфликта, как бы на этом ни настаивал президент АР. Конечно, резолюции могут иметь определенный политический вес, они создают информационный фон в международном сообществе... Но, кажется, всем уже ясно, что как раз политического решения — в рамках тех принципов, которые на данный момент обсуждаются — карабахский конфликт не имеет. Не имеет по причине взаимоисключающей позиции всех сторон... А воинственные заявления азербайджанского руководства лишь усугубляют процесс, и это тоже для всех очевидно.
“Никогда на переговорах территориальная целостность Азербайджана не ставилась под сомнение”, — говорит Алиев в своем выступлении. Хотя, казалось, Баку следовало бы понимать, что такого рода высказывания лишь снижают возможную планку компромисса армянской стороны (Армении и НКР), делая ее позицию менее гибкой.
Азербайджанский лидер по привычке называет Армению “агрессором и оккупантом”. Начиная с 1994 года Азербайджан всеми доступными средствами заполняет международное информационное поле аналогичными заявлениями, ссылаясь при этом на резолюции СБ ООН. Уверен, что многим эта аргументация изрядно поднадоела. Поэтому предлагаю заинтересованным читателям лично ознакомиться на сайте ООН с текстами резолюций и удостовериться, что об Армении в них говорится исключительно как о стране, имеющей определенное влияние на власти Нагорного Карабаха.
...Алиев в своем спиче выборочно упоминает и Хельсинкские принципы. Известно, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, и госсекретарь США Хиллари Клинтон недавно вновь подчеркнули, что конфликт должен быть разрешен на основе Хельсинкских принципов. А это неприменение силы или угрозы ее применения, самоопределение и равноправие народов и территориальная целостность. Между тем президент АР “видит” лишь один, якобы превалирующий принцип — территориальной целостности. При том что все три принципа, как это ни звучит прискорбно для Алиева, имеют равный статус и значение не только в Хельсинкском акте, но и в международном праве, составляя часть универсальных принципов jus cogens. Они — в основе современного международного права, и, согласно статье 53 Венской Конвенции о Праве Международных Договоров (Vienna Convention on the Law of Treaties, 1969), даже если “широкошагающий” Азербайджан и заключит мирный договор на основе только одного из принципов, договор этот не будет иметь силы, так как уже в момент заключения он противоречил другой императивной норме международного права.
...После того как пару дней назад замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов заявил, что “необходимость в Мадридских принципах отпала”, Алиев берет эстафету и добавляет, что у азербайджанской стороны все-таки есть (или были) определенные оговорки. Видимо, после обсуждения именно этих оговорок и прозвучали выстрелы на линии фронта (сразу после президентской встречи в Санкт-Петербурге 17 июня).
Логическим продолжением этой цепочки является утверждение Алиева, что якобы “Азербайджан всегда демонстрировал конструктивность”. О конструктивизме Баку можно, конечно, слагать легенды, в дополнение к тем, что уже доступны на Day.az. и в речах лидера АР. Но если вкратце, то известно: именно азербайджанская сторона всегда отвергала предложенные посредниками планы и принципы урегулирования. ...Алиев прав, когда говорит, что Азербайджан сегодня — богатое государство, богаче, чем оно было в начале 90-х. Однако доходы от экспорта нефти и газа поступают в карманы апшеронского престолонаследника и его коррумпированных госчиновников. А символом “развитости” прикаспийского султаната все же продолжают оставаться “дети, родившиеся в палаточных городках”, о наличии которых громогласно сообщает президент. Понятно, что об истинной глубине “голландской болезни” азербайджанской экономики умалчивается. Писать об этом в пропагандистских материалах не принято. А других в Азербайджане попросту нет.
...Лидер АР бахвалится своей армией, в которой еженедельно исчезают и погибают при невыясненных обстоятельствах новобранцы. После инцидента с диверсионной группой 18 июня в Москве и Ереване некоторые стали увязывать провокацию с наличием большого числа турецких офицеров в азербайджанских вооруженных силах. Выдвигались версии, что, дескать, помимо несогласия Алиева с обсужденными в Петербурге предложениями роль сыграли также “длинные руки” Турции, пожелавшей напомнить о себе как о факторе — не только политическом, но и военном. И весьма симптоматично, что Ильхам Алиев, будучи по конституции гарантом безопасности своей страны, сегодня говорит об отсутствии “каких-либо гарантий на неповторение вооруженных инцидентов на фронте, где расстояние (между армянами и азербайджанцами) порой составляет 40-50 метров”. Видимо, вся сила алиевской армии, которой он грозит “непокорному соседу” денно и нощно, в будни и в уик-энды, заключается в поощрении “частных инициатив”. В цивилизованном обществе этого было бы достаточно, чтобы признать недееспособной командно-штабную систему ВС. Что до международной практики, то в аналогичных случаях наилучшим решением является размещение миротворческих сил. Но это — отдельная тема.