Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В России бизнесом надо заниматься с душой

© коллаж ИноСМИВ России бизнесом надо заниматься с душой
В России бизнесом надо заниматься с душой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие полагают, что в новой капиталистической России бизнес действует по велению сердца, а не разума. Считается, что российские предприниматели – это мечтатели с широкой душой, а на такой почве деловому западному либерализму и прагматизму вряд ли удастся укорениться.

В англоязычном Интернет-журнале Russia Profile вышел необычный "специальный доклад" о современном видении понятия "Русская душа". В 15 статьях российские и иностранные авторы анализируют с современных позиций это живущее уже около 150 лет представление пишущих о России. Предлагаем Вашему вниманию некоторые статьи этой серии в русском переводе.

Многие полагают, что в новой капиталистической России бизнес действует по велению сердца, а не разума. Считается, что российские предприниматели – это мечтатели с широкой душой, а на такой почве деловому западному либерализму и прагматизму вряд ли удастся укорениться.

Влияние русской души на бизнес проявляется тут во всём, и это не прибавляет энтузиазма тем многочисленным западным предпринимателям, которые решили прийти на российский рынок. Очевидно, что установление доверия обычно является первым шагом в процессе налаживания отношений, однако многие иностранцы отмечают, что глубоко в сознании российского бизнесмена зачастую сидит подозрение и недоверие к «не своим»/чужим, являющееся одним из ярких проявлений загадочной русской души. «В России трудно заниматься бизнесом», – говорит Дэвидсон Хаворт (Davidson Haworth), бизнесмен и писатель, работающий в жанре фэнтези. Когда-то Хаворту пришлось на собственном опыте понять, чего стоит наладить издательское дело в России. «Они не доверяют «чужим» и предпочитают деловые отношения выстраивать на личностном уровне. Это опасно для экономики в целом и для бизнеса в частности», – добавляет Хаворт. Глубокая привязанность к «своим», по его мнению, делает российского предпринимателя невосприимчивым к новому, что так важно в бизнесе. С другой стороны, из-за своей «боязни перемен и всего нового» российский предприниматель находится в постоянном поиске того, что гарантировало бы безопасность и стабильность.

Доктор философских наук, профессор кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ Елена Волкова считает, что отчасти эта проблема коренится в советском прошлом. «В российской ментальности присутствует некое сопротивление, иногда даже неосознанное, наличие которого, как я считаю, обусловлено спецификой русских ценностей, а также распространением антизападных стереотипов. Главной причиной этого является неразвитость национальной деловой культуры. На Западе она основывается на протестантских ценностях (согласно теории Макса Вебера), в то время как Русская православная церковь вряд ли внесла какой-либо вклад в развитие деловой этики. Возможно, в дореволюционной России такая этика и существовала в монашеской среде, но с приходом к власти коммунистов всё было разрушено», – утверждает профессор.

При этом страна, занимающая одну восьмую часть суши и располагающая огромными запасами природных ресурсов, включая газ, нефть, минералы и лес, не может не привлекать бизнесменов и просто искателей легкой наживы. По мнению профессора Волковой, духовные и деловые ценности оказались несовместимы в сознании рядовых россиян, и этот культурный шок во многом определил восприятие ими западных бизнесменов. «Худшее проявляется первым. Второсортная продукция массовой культуры хлынула в Россию, мгновенно вызвав протест против всего американского. Американская экономика, менеджмент, реклама встречают определённое сопротивление, ведь американская масс-культура, с одной стороны, очень популярна (особенно среди молодёжи), а с другой – вызывает большое раздражение (главным образом среди представителей старшего поколения, интеллигенции и верующих)», – отмечает профессор.

Коза ностра

Даже с учетом вышесказанного Россия для западных бизнесменов по-прежнему остаётся загадкой. И хотя уже двадцать лет прошло с тех пор, как был поднят железный занавес, мало, что можно сделать с психологическим барьером в сознании жителей страны, которая лелеет идею модернизации, изо всех сил ей противясь. Под влиянием бурного исторического прошлого и постоянного поиска социальной справедливости у русских людей сформировалась патологическая ненависть к капитализму и неизбежно связанной с ним несправедливости. Такое восприятие, помноженное на заскорузлый консерватизм и настороженное отношение к бизнесу, лишь обострило чувство несправедливости в русской душе, что не прибавило популярности иностранцам, пытающимся вести здесь бизнес.

Подобные барьеры – реальные и надуманные – привели к тому, что на Западе сформировались определённые – и часто ошибочные – представления о том, что ждёт западных бизнесменов в России. Среди распространенных представлений, как истинных, так и ложных, существует мнение о том, что русские не хотят брать на себя риск в бизнесе, любят затягивать переговоры, избирая выжидательную позицию, проявляют нежелание идти на компромиссы, и в деловых отношениях у русских на первом месте стоят личные, а не деловые связи.

Патологическая подозрительность по отношению к иностранцам, приоритет личных связей в ущерб прагматизму и конкретике глубоко укоренились в российском менталитете и часто определяют подход русских к ведению бизнеса. «Когда российский бизнесмен рассматривает два деловых предложения, одно из которых более выгодно, чем другое, он выбирает менее выгодное, с худшими условиями, если оно поступило от человека, которого он знает и которому доверяет», – говорит Андрей Зеленин, специалист в области судебных споров, арбитража и иностранных инвестиций, партнёр в российской юридической фирме Lidings.

По мнению Зеленина, в российских деловых кругах очень высоко котируются личные связи. Они ценятся руководителями российских компаний намного выше, чем их прагматичными западными коллегами, которые, как правило, отдают предпочтение чисто деловым отношениям. «В определенной степени это врожденное чувство», – считает Зеленин, добавляя, что «это не только традиционные банные посиделки, когда переговоры с партнерами ведутся в парилке – то, что у иностранцев принято называть дружескими отношениями. В российском деловом сообществе существуют разные типы предпринимателей, которых характеризует разное отношение к ведению бизнеса. Есть и те, кто наделен советским менталитетом и склонен «доверять, но проверять», но появляется всё больше бизнесменов нового типа, которых отличает прагматичный подход».

Профессор Волкова считает, что негативный опыт, накопленный в условиях тоталитарного советского строя, приучил людей держаться вместе в целях выживания и самозащиты и не доверять тем, кто не принадлежит к их ближайшему окружению, что сказывается на сегодняшней практике ведения бизнеса в России. В советскую эпоху люди научились не доверять друг другу, и это недоверие не удаётся искоренить до сих пор. «Наши отношения в семье и с друзьями часто бывают очень тёплыми, в то время как общественная жизнь отличается суровостью, а зачастую и жесткостью. Почему же такое происходит? Во-первых, потому что общественная жизнь в эпоху социализма отличалась серьёзностью, закостенелостью, формализмом и консерватизмом. Существовало немало доносчиков из числа агентов КГБ, и многих, у кого язык оказался слишком длинным, забирали по ночам», – говорит профессор Волкова.

По её мнению, антизападная пропаганда, являвшаяся составной частью коммунистической идеологии и получившая новый импульс в годы президентства Владимира Путина, привела к расцвету социальной системы, в которой поведение определяется семейными традициями, а не индивидуальными интересами человека. Это, по мнению профессора, не только ставит семью выше общества, но и порождает агрессивный национализм, адепты которого традиционно обвиняют Запад в собственных грехах и ошибках. «В нашей истории никогда не было периодов благородного рыцарства, что могло бы способствовать созданию определённых правил и норм социального этикета».

Закостенелые консерваторы

Западные бизнесмены также не находят объяснения тому, что их российские партнеры в ходе деловых переговоров очень неохотно соглашаются на компромиссные решения. Является ли нежелание идти на компромисс, то есть сделать шаг навстречу партнеру, частью широкой русской души? «Да, потребность выглядеть сильным в глазах партнера или конкурента явно прослеживается в ментальности российского бизнесмена», – считает профессор и политик, член Государственной Думы Владимир Мединский, автор известной книги, в которой исследуется феномен негативных стереотипов, распространенных в отношении русских людей, в частности, лень, грубые манеры и пьянство. «Легко с ним [российским бизнесменом] вести переговоры, когда знаешь об этой его потребности», – отмечает Мединский.

Он считает, что в меняющемся мире бизнеса «умные люди стараются идти на компромисс», но при этом отмечает, что существование правовой культуры бизнеса в России пока находится под большим вопросом. Вовлечённые в деловой спор стороны, по мнению Мединского, должны стараться найти точки соприкосновения и прибегать к судебному разбирательству лишь в случае крайней необходимости. «Ведь это среди прочего ведёт к снижению расходов: отпадает необходимость оплачивать дорогостоящие услуги адвокатов», – говорит Мединский.

Помимо боязни потерять лицо и деловую репутацию нежелание идти на компромиссы и даже на внесудебное урегулирование возникающих споров может указывать на наличие серьезных проблем в российской деловой среде. Как отмечает Андрей Зеленин, «внесудебное решение деловых споров для российских предпринимателей лишено смысла, поскольку это не может гарантировать им скорейшего результата. Российский бизнесмен готов пойти на внесудебное урегулирование тяжбы лишь в том случае, когда его юрист сообщит ему, что шансы выиграть дело равны нулю. Подобное часто происходит в тех случаях, когда одна из сторон в тяжбе является банкротом или оказывается неплатежеспособной, и в сложившейся ситуации судебное решение мало что может изменить».

Нежелание рисковать и готовность идти на риск лишь в тех случаях, когда он минимален, также объясняет то, почему российские предприниматели заслужили репутацию тех, кто не готов к рискам (в отличие от их западных коллег). Дэвидсон Хаворт убежден, что в бизнесе и в обычной жизни русские боятся рисковать. «Они боятся перемен и той нестабильности, которую перемены могут вызвать. Они не хотят приносить в жертву свое внутреннее спокойствие и комфорт», – говорит Хаворт. Утверждая подобное, он неожиданно получает в союзники президента России Дмитрия Медведева. В ходе своей недавней поездки в США он говорил о нежелании российской стороны идти на риски, особенно в тех случаях, когда последствия предпринятых шагов являются непредсказуемыми. «Русский человек предпочтет потратить 100 тысяч долларов ради собственного удовольствия, прекрасно понимая, что на следующий же день он об этом напрочь забудет, чем вложить такую же сумму в проект, сути которого он не понимает», – сказал президент на встрече с группой русскоговорящих предпринимателей, работающих в сфере инновационных технологий в Калифорнии.

Мединский, однако, не согласен с этим. «Российские бизнесмены очень похожи на американцев времён Дикого Запада», – утверждает российский политик, имея в виду тот исторический период, когда влияние Соединенных Штатов простиралось от побережья Атлантики до Тихого океана благодаря развитию промышленности и новых технологий, заключению международных договоров, завоеванию новых земель и масштабных процессов миграции населения страны. «Мы назвали их «охотниками за удачей». Именно эти люди и создавали Россию, осваивая огромные пространства на востоке, пробираясь к западному побережью Тихого океана через тундру и тайгу ничуть не медленнее, чем американцы пробирались через прерии к противоположному берегу того же океана».

Мединский утверждает, что «духу российского мелкого и среднего  бизнеса свойственно желание идти на риск». «В нашей стране бизнес остаётся занятием, сопряжённым с немалым риском. Чем выше риск, тем больше появляется возможностей и тем выше награда», – добавляет политик. Вместе с тем он вынужден согласиться, что крупный бизнес крайне неохотно идет на риск из-за вездесущей бюрократии. «Им просто не нужны риски», – считает Мединский.

Кто не рискует, тот не пьёт шампанского?

Хотя бюрократический аппарат во все времена был врагом бизнеса, российская манера вести деловые переговоры, которые обычно сильно затягиваются и изматывают стороны, также немало досаждает иностранным бизнесменам, ведущим дела в России. По мнению представителей западных компаний, российские предприниматели полагаются главным образом на терпение и выжидательную тактику, надеясь добиться от партнеров уступок.

Мединский, в свою очередь, развенчивает ещё один миф, высвечивая любопытную черту характера российского предпринимателя. Она, однако, «обусловлена темпераментом отдельных бизнесменов и не укоренена в национальной традиции». «Если вы когда-либо имели дело с японцами, то должны знать, что любая медлительность, допускаемая с российской стороны – ничто в сравнении с поведением японских бизнесменов», – говорит Мединский. С ним согласен президент расположенного в Миннеаполисе Института качественного обслуживания Джон Чоул (John Tschohl): «Руководители российских компаний принимают решения в десять раз быстрее своих американских коллег. Когда я делюсь мыслями с президентами российских компаний, они проявляют готовность внедрять новое в тысячу раз быстрее, чем руководители американских компаний».

Председатель Торговой палаты США в РФ Эндрю Сомерс (Andrew Somers) считает, что «между российскими и американскими предпринимателями имеются схожие черты, но есть и различия». «Когда дело доходит до деловых контактов с русскими, так называемая русская душа и другие национальные особенности почти не дают о себе знать. Однако именно загадочной русской душе, возможно, мы обязаны тем, что Россия является одной из стран, в наименьшей степени ограничивающих иностранные инвестиции в стратегические отрасли промышленности. Российские власти допускают иностранное участие в размере до 49 процентов собственности предприятия, что намного превосходит аналогичный показатель в таких странах, как Мексика, Венесуэла или Нигерия, у которых гораздо больше ограничений на права владения собственностью предприятий иностранными инвесторами», – говорит Сомерс.

Парадоксально и то, что на фоне тех превратных представлений и предрассудков, которые имеются у западных бизнесменов в отношении российских коллег, российские граждане намного более беспощадны в оценке своих соотечественников-бизнесменов. В ходе опроса общественного мнения, проведенного «Левада-центром» в мае этого года, российским респондентам был задан вопрос, какие черты присущи западным бизнесменам и какие отличают российских предпринимателей. Респондентам был предложен набор из восьми условно положительных и восьми условно отрицательных черт характера.

Респонденты крайне негативно отозвались о новой российской буржуазии, нарисовав весьма неприглядный портрет отечественного предпринимателя. На первое место в списке качеств, присущих российским бизнесменам, опрошенные поставили алчность. На втором месте оказалась предрасположенность к подлогу и мошенничеству. Среди других качеств (по убывающей) были отмечены беспринципность, нежелание честно трудиться и соглашательство.

На фоне резко негативной оценки российских предпринимателей респонденты положительно охарактеризовали западных бизнесменов. Результаты опроса показали, что с образом западного бизнесмена у российских граждан ассоциируются в семь раз больше положительных качеств, чем отрицательных черт характера. Западного бизнесмена отличают деловая хватка (55%), трезвый расчёт и рациональность (49%), высокий профессионализм и компетентность (45%), трудолюбие (40%), а также инициативность, честность и высокая культура (от 21% до 26%).

Даже российские предприниматели, которые также принимали участие в опросе, были склонны считать своих западных коллег более честными и менее порочными, чем они сами.

«Никто из респондентов никогда в жизни не видел западного бизнесмена», – отмечает руководитель отдела социально-культурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон в интервью газете «Ведомости». «Они нарисовали скорее идеальный портрет делового человека. Следует отметить, что чем дальше люди находятся от бизнеса, тем жёстче их критика. Но вопрос даже не в этом. Исследование помогло установить, какой именно капитализм люди одобряют, и какие его формы являются для них неприемлемыми», – отмечает Левинсон, добавляя, что всё большее число молодых и образованных людей, которые задумываются над тем, чтобы начать свое дело, привлекает именно набор позитивных качеств, присущих несколько идеализированному образу западного бизнесмена.

Итак, что же является стимулом для успешной работы российского специалиста, который зачастую ценит честные правила игры и справедливость выше материального вознаграждения? «Русские способны очень усердно трудиться, если у них грамотный начальник», – отмечает Сомерс. «Другое дело – они любят получать за свою работу хорошие деньги. Если их труд достойно оплачивается, они трудятся очень честно и их трудовая этика просто на высоте», – считает Сомерс.

Владимир Мединский дает западным предпринимателям, ведущим бизнес в России, свой совет: «Главное – это уважение. Именно об этом говорил главный герой знаменитого фильма американского режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. Постарайтесь показать русским, что вы их уважаете, и всё у вас здесь пойдет, как нельзя лучше».