Установленный в соответствии с указом врио президента Молдовы Михая Гимпу на центральной кишиневской площади мемориальный камень уже сам по себе напоминает о кладбищенском надгробье. Именно такими полны кишиневские погосты. Надпись на «камне Гимпу» с наспех исправленной грамматической ошибкой не оставляет ни малейших сомнений в своей погребальной миссии: посвящен он именно «жертвам». В данном случае – «жертвам советской оккупации». Разумеется, могут возразить, мол, в известном смысле почти сто процентов населения Молдовы, если следовать этой логике, могут легко причислить себя именно к «жертвам советской оккупации». Счастливчиков, родившихся после 1991 года, когда проклятая «оккупация» наконец-то завершилась, не так-то и много. Поскольку в Молдове с долгожданным завершением оккупации рождаемость резко упала, а смертность – напротив - возросла. Выживших записали в жертвы, то есть – по сути – в покойники. И – для верности – установили символический надгробный камень на центральной площади столицы.
Мы-то по наивности думали, что памятник советской оккупации - это здание Национального дворца, или – Оперный театр, Госуниверситет, Педуниверситет имени Крянгэ, Цирк, павший жертвой освобождения, базары на высокотехнологичных предприятиях, ставшие символами освобождения; или – Республиканская клиническая больница, кардиологический и диагностический центр, онкологический институт; или – микрорайоны Ботаника, Рышкановка, Чеканы, Буюканы. Мы даже предполагали, что одним из памятников советской «оккупации», возможно, будет объявлено не чуждое Филату здание ВПТИ. Однако, не проявив должной фантазии, нынешняя власть выбрала банальный надгробный камень. Автоматически превратив центральную кишиневскую площадь в подобие кладбища. И это требует соответствующего отношения к себе.
Культурно-масссовые мероприятия на кладбище – малоуместны, если это не панихиды. Стало быть – концерты, эти бессмысленные в своей зрелищной веселости действа – отменяются. Исключение будет сделано лишь для идеологически выверенных артистов, исполняющих трагические песни о тяжелой судьбе «разделенной нации», а также – для Григоре Урски с программой анекдотов об «оккупации» и «оккупантах», которые жестоко мучили его обучением в Щукинском театральном училище города Москва. Данные мероприятия можно будет проводить дважды в год – собственно в День оккупации, 28 июня, а также – 31 августа. День независимости, 27 августа, как событие, состоящее в кровном родстве с днем оккупации 28 июня, по всей видимости, придется отменить. И это тем более логично, что независимость Молдовы входит в явное противоречие с целями и задачами актуальной власти.
День города Кишинева, заблаговременно и прозорливо переименованный в Храм муниципия Кишинэу, будет начинаться и заканчиваться богослужением в кафедральном соборе. День вина придется объединить с днем поминовения усопших: в этот день на кладбищах позволено есть и распивать. Правда, випивкой-закуской праздник и ограничится, так как традиционное выступление фольклорных коллективов в данном случае будет восприниматься кощунственными плясками на костях. Постепенно день вина сойдет на «нет» как порождение тоталитарного коммунистического режима В. Воронина, который изобрел этот праздник с целью насаждения красной идеологии.
Исключение будет сделано для Рождества, отмечаемого в декабре. Не только потому, что Рождество – религиозный праздник, но и потому, что стараниями семьи Гимпу рождественская елка, наряду со шлагбаумом, стала символом антикоммунистического сопротивления бессарабских румын. И – следовательно – соответствует новому духу центральной кишиневской площади. Правда, от идеи рождественских ярмарок, развлечений, разноцветных детских паровозиков придется отказаться. Рождественский хоровод будет переименован в «хору унирий».
Крайне несвоевременно центральную кишиневскую площадь облюбовали для своих акробатических трюков роллеры, скейтбордисты, экстремальные байкеры и прочие противники исторической истины и румынской духовности. С появлением надгробия их занятия приравниваются к гонкам по кладбищенским аллеям с преодолением преград в виде оградок и могильных плит. Кроме того, городская молодежная субкультура подразумевает наличие граффити в точках сбора. «Надгробье Гимпу» в этом смысле так и просится на грех. Внесение поправок в Уголовный кодекс, предполагающих суровое наказание для «пачкунов-вандалов», представляется вопросом самого ближайшего времени.
Правила пользования площадью Великого Национального собрания должны быть в срочном порядке утверждены на заседании кишиневского муниципального совета. Бессмысленные прогулки в ее священном периметре, а тем паче – смех, досужие разговоры ни о чем оскорбляют суровую торжественную символику места. Горожане и гости столицы, по всей видимости, обязаны будут, проходя мимо камня, остановиться, перекреститься, склонить голову в исполненном скорби поклоне. Приветствоваться также будут скупые слезы, прикосновение к камню губами, проклятие, обращенное куда-то в сторону Москвы. Список проклятий, а также – стрелочка, указывающая нужное направление, будут выбиты на камне поменьше.
И уж, само собой разумеется, подлинным надругательством будет считаться использование центральной кишиневской площади для митингов и социальных маршей, организованных Партией коммунистов. Красные знамена и коммунистическая символика будут безоговорочно запрещены, - если не повсеместно, - то, как минимум, в соседстве с «камнем Гимпу». Ибо нет ничего более несовместимого, чем жизнеутверждающий пафос данных акций и вселенская скорбь, исходящая от установленного на площади надгробия. Любая заявка, поданная от имени Партии коммунистов на проведение мероприятия в центре Кишинева будет автоматически передаваться в прокуратуру и служить основанием для возбуждения уголовного дела.
Нам же остается дать очевидный ответ на философский вопрос – какое будущее готовят нынешние власти Молдавскому государству, установив в самом сердце страны, в качестве краеугольного могильный камень?