Министр культуры Франции Фредерик Миттеран, министр иностранных дел Бернар Кушнер, а также группа французских интеллектуалов приветствуют решение швейцарского правосудия об освобождении из-под домашнего ареста знаменитого франко-польского режиссера Романа Полански.
С руки режиссера сняли электронный браслет, который позволял полиции следить за тем, не выходит ли Полански за пределы своего шале, расположенного на альпийском курорте Гштад.
Напомним, что кинорежиссер был задержан в сентябре прошлого года во время своего пребывания на швейцарском кинофестивале. США, где Полански жил и работал много лет, потребовали его экстрадиции в связи с судебным процессом более чем 30-летней давности. В 1977 году родители 13-летней Саманты Геймер обвинили Полански в растлении их дочери. Режиссер признался, что сексуальные отношения с несовершеннолетней американкой действительно имели место. В том же году он заключил мировое соглашение с семьей Геймер, по которому обязался выплатить семье значительную сумму денег и провел полтора месяца в американской тюрьме. Однако уже в следующем году американский суд решил пересмотреть дело. Чтобы избежать нового и гораздо большего тюремного срока, режиссер переехал жить в Париж.
Адвокат Эрве Темим, который добивался освобождения Полански из-под домашнего ареста, сказал, что он ожидал такого решения швейцарских властей. Оно, по его мнению, демонстрирует политическую независимость страны от Соединенных Штатов:
«Я очень обрадовался, когда узнал об этой новости. Для Полански это – большое облегчение. За его молчанием и сдержанностью в течение последних девяти с половиной месяцев скрывалось сильное страдание. Люди меня спрашивали: «Когда экстрадируют господина Полански? А когда вы будете обжаловать это решение?» В общем, все были уверены, что дело примет такой оборот. А я все время думал, что если швейцарские власти окажутся способными действовать независимо от диктата США, они не смогут экстрадировать Полански. В результате так оно и получилось».
Многие представители французской творческой интеллигенции поддерживали кинорежиссера и выступали за его освобождение. В их числе - французский писатель и философ, общественный деятель Бернар Анри-Леви. По его мнению, Полански виновен, но уже понес наказание за свое преступление:
«Во-первых, я просто счастлив. Во-вторых, так приятно видеть, что победу одержал дух сопротивления, стойкость и простое благоразумие. Швейцарский министр юстиции, который заявил, что экстрадиции не будет, - просто благоразумный человек. Он изучил аргументы, которые Полански готовил в течение нескольких месяцев, - аргументы, основанные на простом здравом смысле. С одной стороны, есть судьи-популисты, а с другой – люди, которые знали, что режиссер уже отбыл наказание за преступление, совершенное 33 года назад и что теперь нужно просто оставить его в покое».
Однако американское правосудие все еще хочет заполучить Полански в свои руки. Режиссер продолжает числиться в базе данных Интерпола. Существует вероятность, что во время пребывания в одной из стран, которые связаны с США конвенцией юридической взаимопомощи, его снова могут арестовать.