На прошлой неделе Эстония ликовала: она стала первой постсоветской страной, которую пустили в зону евро — министры финансов Евросоюза одобрили присоединение этой прибалтийской страны к еврозоне 1 января 2011 года. Литву и Латвию, у которых серьезные экономические проблемы, в зоне евро пока не ждут. Но, может быть, это и к лучшему, ведь евро за всю историю своего существования еще не переживал столь тяжелых времен. И кто знает, чем эти времена могут закончиться для единой европейской валюты.
Мало кто не знает о нынешних проблемах еврозоны — история со скрытым огромным дефицитом бюджета Греции обрушила еще недавно стабильную валюту, и она до сих пор не оправилась от удара. Аналитики все чаще склоняются к прогнозу о паритете доллара и евро уже к концу этого года, и самые "черные" экономические прорицатели предрекают смерть евро под тяжестью нерешаемых проблем.
И в разгар всей этой экономической вакханалии появляется чистенькая и дисциплинированная Эстония, которой даже в самые сложные для экономики еврозоны времена не пришлось просить поддержки от правительства ЕС. Более того, она готова была даже в разумных пределах кредитовать "двоечницу" Латвию. Удар по самолюбию мы выдержали и даже отказались от денег, но недвусмысленный вопрос повис в воздухе: чем ОНИ лучше, чем МЫ. Можно долго спорить об исторических и географических преимуществах, но факт остается фактом: сегодня дефицит бюджета в Эстонии — 1,7% от ВВП (для сравнения: у Германии он оказался на уровне 3,3% ВВП, у Франции — 8%, у Великобритании — 12%, у Греции — 13%), а госдолг — всего 7,2%.
Так стоит ли рисковать всем этим благополучием, принимая на грудь проблемное евро и впрягаясь в общую повозку со странами, которые не просто врут, скрывая реальную ситуацию дел в экономике (речь, конечно же, о Греции), но и со странами, имеющими огромные дефициты бюджета (те же Греция, Португалия и пр.). В среднем по ЕС госдолг находится на уровне 85% ВВП (при лимите для членов еврозоны в 60%), а в таких странах, как Италия или Греция, давно перешагнул за 100%.
Официальная Эстония, конечно же, целиком за вступление в еврозону. Основные аргументы таковы: снижается риск девальвации национальной валюты, упрощается работа экспортеров, снижаются ставки по кредитам, растет интерес иностранных инвесторов. Все эти плюсы действительно имеют место. Но нужно ведь послушать и мнение "оппозиции".
Как пишет в своем блоге на страницах ?htuleht колумнист Мартин Хельме, все думающие люди — а они должны быть в правительстве, хотя бы несколько — должны быть сильно расстроены, потому что евро принесет нам несчастья и бедность. "Министр финансов Юрген Лиги уверяет нас, что евро — это миф, и говорит это так, будто этого хорошо. Действительно миф. Его стабильность, вызванная им польза для государств, где евро находится в обращении, — все это мифы, у которых отсутствует подтверждение, основывающееся на цифрах. Люди забывают, что эстонская крона почти в два раза старше и стабильнее, чем евро. Люди не обращают внимания и на то, что евровалюта потеряла уже 15% своей стоимости с момента появления", — пишет Хельме.
Он добавляет, что если приходится обращать внимание сторонников евро на минусы введения единой европейской валюты, то они всегда отвечают одно и то же: "Если вы не сделаете так, как хотим мы, то будет еще хуже". "Наши реформаторы, конечно, лучше знают — евро ведь всесилен и бессмертен! И даже если в нем что–то не так, то немцы никогда не дадут евро упасть! Увы, правда в том, что падение или непадение евро — не в руках немцев", — уверен колумнист.
Еще один момент, с которым неизбежно придется столкнуться эстонским жителям — с ростом цен в момент перехода кроны на евро. Несмотря на то что переход этот будет плавный — в течение полугода, — опыт других стран показал, что торговцы округляют цены в евро в большую сторону. По этому поводу Европа пережила немало забастовок, ведь рост цен от введения евро в некоторых странах составил 10–20%.
Взгляд из Латвии
"Выиграет вся Балтия"
“От введения евро в Эстонии выиграет вся Балтия — возрастут доверие к экономике региона и вера в скорое введение единой европейский валюты также в Латвии и Литве”, — заявил президент Банка Латвии (БЛ) Илмар Римшевич.
С другой стороны, Латвия потеряет время и инвестиции, так как инвесторы будут отдавать предпочтение Эстонии, которая подтвердила надежность своей экономики. По словам Римшевича, введение в Эстонии евро стало результатом разумной бюджетной политики государства. "Нам стоит поучиться хорошему примеру у соседей, и я верю, что и Латвия на это способна", — заявил глава центрального банка.
Пройти до конца
“Латвии нужно пройти до концы путь к евро. Не из–за самой валюты, а чтобы был стимул соответствовать финансовым критериям еврозоны, что само по себе поможет Латвии преодолеть кризис”, — считает эксперт Parex Asset Management Зигурд Вайкулис. В качестве примера для Латвии он назвал полезным эстонский опыт.
Наши соседи эстонцы заслужили признание со стороны евроструктур за выполнение условий Маастрихстского договора. Но будет преувеличением считать, что это автоматически повлияет на рост инвестиций в эту страну, считает Вайкулис. Эстонцы молодцы с евро или без него, думает эксперт. "Эстонии очень повезло, что она успела вступить в клуб евро прямо сейчас. Еще немного — и эстонцы не смогли бы выдержать жесткие ограничения, налагаемые Маастрихстским договором. Он разрешает инфляцию в размере не более 1%, однако потребительские цены росли в июне со скоростью в 3,5% в год, причем эта цифра, вероятно, в будущие месяцы только возрастет", — считает Вайкулис. Он также заметил, что в Словении и Словакии переход на евро не вызвал роста иностранных инвестиций и экономического бума.
По его словам, Эстония может интересовать не из–за евро. "Надо признать, что Эстония по многим критериям — самая развитая страна в Балтии. Бюджетные показатели и размер долга — одни из самых лучших в регионе, на что в первую очередь во время кризиса обращают внимание инвесторы. Это, а не смена денежной единицы станет причиной, по которой эстонцы смогут привлечь зарубежные вложения", — уточнил Вайкулис.