Главы МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ: России - Сергей Лавров, Франции - Бернар Кушнер и замгоссекретаря США Джеймс Стейнберг по завершении очередного раунда переговоров по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха в Алматы выступили с заявлением, сообщили "Туран" в ОБСЕ.
В тексте заявления сказано, что главы делегаций Минской группы ОБСЕ встретились в рамках заседания Совета МИД ОБСЕ с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении.
Главы делегаций стран-сопредседателей напоминают сторонам об их обязательствах добиваться мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в Хельсинкском заключительном акте, в частности, воздерживаться от угрозы силы или ее применения, территориальной целостности государств, а также равных прав и самоопределения народов.
Главы делегаций подтвердили, что элементы, сформулированные президентами Медведевым, Саркози и Обамой 10 июля 2009 г. и повторенные 26 июня 2010 г., должны быть основой любого справедливого и прочного урегулирования конфликта. Эти элементы были задуманы как единое целое, и любая попытка выбрать несколько элементов, оставив другие, сделает невозможным достижение сбалансированного решения.
Министр иностранных дел Франции Кушнер и заместитель госсекретаря США Стейнберг выразили признательность за усилия президента Медведева и министра иностранных дел Лаврова по преодолению разногласий между сторонами в ходе встречи в Сочи 25 января 2010 года и в Санкт-Петербурге 17 июня 2010 г.
Главы делегаций России, Франции и США подчеркнули, что усилия, предпринимаемые до сих пор сторонами конфликта, оказались недостаточными для преодоления разногласий. Они выразили сожаление по поводу серьезных вооруженных инцидентов 18-19 июня 2010 г. и публичных заявлений с угрозами.
Применение силы создало нынешнюю ситуацию, и его повторное использование может привести лишь к страданиям, разрухе и продолжению конфликта и вражды на протяжении поколений.
Сопредседатели настоятельно призвали к укреплению духа компромисса и достижению согласия для продолжения переговоров. Сторонам необходимы дополнительные меры для укрепления режима прекращения огня от 1994 года и создания более благоприятных условий для дальнейшего политического диалога и достижения договоренностей.
Главы делегаций стран-сопредседателей подтвердили приверженность поддержке сторон в достижении мирного соглашения, однако главная ответственность за урегулирование карабахского конфликта ложится на азербайджанского и армянского лидеров.
После завершения переговоров министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что в них не удалось достичь прорыва по вине главы МИД Армении, который "не дал возможности принять совместное заявление министров иностранных дел Азербайджана, Армении и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ" (АПА).
"Встреча продлилась более двух часов. Мы также провели встречу с сопредседателями Минской группы в формате "3+2". Как сообщает командированный в Алматы корреспондент АПА, Э.Мамедъяров отметил, что они приложили большие усилия, чтобы выступить с совместным заявлением министров иностранных дел Азербайджана, Армении плюс министров стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. К сожалению, глава МИД Армении не дал возможности принять совместное заявление, поскольку выразил несогласие по некоторым вопросам.
Поэтому было принято заявление министров трех стран-сопредседателей: "Главным моментом в наших стараниях является то, чтобы это заявление стало еще одним шагом вперед. Вы знаете, что в Канаде на президентском уровне было принято заявление, в котором отражены шесть принципов урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Это вывод армянских войск из оккупированных районов, возвращение вынужденных переселенцев на родную землю, открытие дороги между Арменией и Нагорным Карабахом".
Глава МИД предполагает, что "Армения не хочет продвижения в переговорах". "В ходе переговоров согласовываемые вопросы откладываются в сторону и переходят к другим вопросам. А мы после двух встреч вновь возвращаемся к тем же вопросам", - заявил он.
"И поэтому лично у меня сложилось такое мнение, что Армения не хочет продвижения в переговорах, возобновления стабильности, хотя уверяют, что пытаются достичь продвижения. Армянская сторона выдвигает такие вопросы, как, например, статус Карабаха, хотя на данном этапе над этим вопросом работать невозможно.
Сопредседатели, выдвигая свои принципы, предлагают решать вопросы поэтапно.
Сначала необходимо решить самый трудный вопрос - оккупированные земли. Это создаст возможность построения каких-либо связей, контактов между двумя народами", - подчеркнул Э.Мамедъяров.
Министр отметил, что азербайджанская сторона согласна на открытие всех коммуникаций в случае возвращения пяти районов: "В этот раз не получилось, но необходимо быть терпеливыми и продолжать работу".
Э.Мамедъяров назвал важными все встречи президентов Азербайджана, Армении и России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Он отметил, что Армения не поддержала предложение отразить в совместном заявлении важность шести проведенных встреч в формате "тройки" (Азербайджан-Армения-Россия), заявив, что важной является только последняя встреча в Санкт-Петербурге. Но я считаю, все встречи, проведенные президентами, являются важными", - подчеркнул глава МИД Азербайджана.
Министр также отметил, что сопредседатели намерены еще раз посетить регион до сентября, добавив, что конкретная дата пока не известна.
А буквально вчера во время совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко Э.Мамедъяров заявил, что предоставление Нагорному Карабаху независимости не может быть темой дальнейших переговоров. "У армян есть независимое государство Армения. Самоопределение же армян Нагорного Карабаха может происходить только в рамках автономии в составе Азербайджана", - сказал министр, сообщает "Тренд".
Глава МИД Азербайджана с сожалением отметил, что алматинская встреча оказалась безрезультатной и Армения отказалась выступить с заявлением в формате "3+2", подписание которого приветствовал Баку. "На сегодня в переговорном процессе не остается ничего тайного. План переговоров всем известен, и он был утвержден в заявлении президентов на саммите "Большой восьмерки" в Торонто", - сказал Мамедъяров.
По словам министра, азербайджанская сторона все же готова продолжить переговоры, однако результативность их будет зависеть от армянской стороны.
Глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу также подтвердил провал алматинских переговоров. "На повестке пока нет вопроса открытия турецко-армянских границ". Как сообщает командированный в Алматы корреспондент АПА, об этом журналистам сообщил министр иностранных дел Турции.
Он отметил, что информации в СМИ по данному вопросу не соответствуют действительности. Говоря о встрече с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, А.Давутоглу отметил, что основной темой обсуждения был вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта: "С Эльмаром Мамедъяровым мы обсудили последнюю ситуацию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и он проинформировал меня о ходе переговоров. Мы ждали результатов от этой встречи, к сожалению, ничего не получилось".
Итак, переговоры в Алматы провалились, как утверждает глава МИД Азербайджана, по вине Армении. Однако в заявлении глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ нет ничего такого, что можно было воспринять как осуждение позиции Армении. Наоборот, они призывают стороны отказаться от угрозы применения силы, что в первую очередь имеет отношение к Азербайджану. То есть никаких признаков давления на Армению, на что надеялся Азербайджан. Но вряд ли Армении стоит особо радоваться.
В субботу в Ереване состоялся 16-й съезд Армянского общенационального движения (АОД), на котором выступил лидер этой организации, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян.
Без разрешения карабахского и армяно-турецкого вопросов Армения не имеет перспектив для политического и социально-экономического развития, сказал экс-президент. Через 100 лет в Армении не останется армян, если страна будет жить в условиях блокады. Подтверждением этого являются демографический спад и снижение численности населения.
Пока не решен карабахский конфликт, угроза возобновления войны будет реальной. В случае провала дипломатии или затягивания урегулирования ситуация может выйти из-под контроля, и начнется новое кровопролитие, заявил экс-президент. Он считает наивными утверждения о том, что международное сообщество и ОДКБ не позволят Азербайджану начать войну.
Ключи от урегулирования карабахского конфликта и армяно-турецкой нормализации находятся в руках Москвы, продолжил экс-президент.
Для России Южный Кавказ всегда был и будет регионом жизненно важных интересов, и наивно полагать, что Москва когда-нибудь откажется от этого. Пассивность Запада в регионе частично этим и объясняется. Тем временем Турция и Азербайджан активно контактируют с Россией и пытаются использовать ее в своих интересах. "Я всегда полагал, что решение карабахского конфликта затягивается не столько из-за несогласия сторон, сколько из-за того, что этот вопрос не входит в число приоритетов Запада", - отметил Тер-Петросян.
На его взгляд, в число приоритетов Запада входят борьба с мировым терроризмом, урегулирование палестино-израильского противостояния, Босния, Косово, Афганистан, Ирак, Иран, мировой кризис и так далее. "После российско-грузинской войны в августе позапрошлого года казалось, что карабахский конфликт также войдет в число приоритетов Запада.
Однако сейчас уже очевидно, что Афганистан, Ирак, Иран и мировой экономический кризис являются настолько тяжелой ношей для Запада, что у него нет времени думать о Карабахе и регионе Южного Кавказа в целом. Даже кавказский транспортный коридор для энергоносителей не имеет для международной экономики того веса, ради которого Запад будет готов предпринять крайние шаги", - заявил экс-президент. Никто не сомневается, что армяно-турецкие отношения не будут нормализованы до окончательного разрешения карабахского вопроса или же до реального прогресса в этом направлении, сказал экс-президент. Если власти Армении действительно заинтересованы в инициированном ими же процессе примирения с Турцией, то для этого надо в первую очередь решить карабахский вопрос, подчеркнул он.