Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия переосмысляет своё стратегическое партнёрство со странами мира

© коллаж ИноСМИмедведев россия
медведев россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский президент Дмитрий Медведев сказал, что Россия теперь будет придавать главное значение экономической модернизации, а также указал на необходимость сформировать «особые модернизационные союзы» с ведущими странами Европейского Союза и США, чем совершил крутой, но мало кем замеченный поворот. Китай — это тоже важно, но, как ясно дал понять в своей речи российский лидер, России нужно партнерство с такими европейскими странами, как Германия, Италия и Франция, а также, конечно, с США.

Российский президент Дмитрий Медведев сказал, что Россия теперь будет придавать главное значение экономической модернизации, а также указал на необходимость сформировать «особые модернизационные союзы» с ведущими странами Европейского Союза и США, чем совершил крутой, но мало кем замеченный поворот.

Китай — это тоже важно, но, как ясно дал понять в своей речи российский лидер, России нужно партнерство с такими европейскими странами, как Германия, Италия и Франция, а также, конечно, с США.

В своей речи, обращенной 12 июля к послам и представителям страны в международных организациях, Медведев обрисовал новый курс Москвы.

Смену акцентов во внешнеполитическом курсе России предвосхитил в своем конфиденциальном докладе министр иностранных дел Сергей Лавров. В мае этот документ просочился в прессу и был опубликован в российской версии журнала Newsweek.

Речь Медведева стала подтверждением истинности этого документа, в котором содержались некоторые подробности, отсутствовавшие в публичных заявлениях президента.

Удивительно, что Медведев, выступая с предупреждением относительно атомного проекта Ирана, высказался совершенно как какой-нибудь представитель США: «Крайне важно отмести примитивный подход к этому вопросу. Очевидно, что Иран приближается к тому уровню развития ядерной отрасли, при котором теоретически можно создавать ядерное оружие».

В прошлом Китай получал от России некоторую поддержку в вопросах наподобие иранского, благодаря чему не был единственной страной, выступавшей против введения строгих санкций. Так, в ноте, адресованной президенту Медведеву и приложенной к конфиденциальному докладу, министр иностранных дел Лавров пишет: «Особенное внимание следует уделить наблюдению за растущей ролью Китая в международных делах [и] исходить из фундаментальной важности консолидации позиции Китая по совместным действиям с нами — с должной оглядкой на меняющуюся ситуацию — в рамках "двадцатки", группы БРИК [то есть Бразилия — Россия — Индия — Китай] и Шанхайской организации сотрудничества, а также Совета безопасности ООН (где зачастую поддержка нами Китая более полезна китайцам, чем поддержка им — нас)».

Помимо экономической модернизации, Медведев назвал вторую по величине проблему России — укрепление демократических институтов и гражданского общества в стране.

Слова, произнесенные президентом, могут встревожить официальный Китай: «Мы должны способствовать гуманизации систем общественного устройства во всем мире, особенно у нас. ... Это в интересах российской демократии — чтобы как можно больше государств следовали демократическим стандартам в своей внутренней политике».

Затем, однако, он начал употреблять выражения, которые Китаю нравятся: «Конечно, не может быть никакого вмешательства во внутренние дела каких бы то ни было стран. Подобные стандарты должны разрабатываться совместно, в том числе с участием государств, в которых демократия была введена недавно, включая наше собственное государство, а также другие государства, где демократия пока не укоренилась, — все знают, о каких странах я сейчас говорю».

Напомним, что в апреле российский лидер подписал в Праге договор о сокращении ядерных вооружений с президентом США Бараком Обамой, а в июне посетил с визитом США. В своей недавней речи он заявил, что сотрудничество с США не должно ограничиваться сокращением количества ракет, но должно распространяться и на сектор технологий, что «может поспособствовать позитивному аспекту в наших отношениях».

Признавая важность Запада для экономической модернизации России, Медведев заявил, что также важно «полностью задействовать потенциал» Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Мы намерены применять аналогичный подход к укреплению стратегического партнёрства с Китаем, включая сотрудничество на международной арене, а также развивать дальнейшее сотрудничество с Индией, укреплять связи с Японией и другими странами, включая, конечно, государства АСЕАН», — заявил он.

По словам Медведева, политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе «должна и в дальнейшем быть нацеленной на обеспечение безопасности наших восточных границ и установления мира и стабильности в регионе».

Если не считать Монголии и небольшого участка российской территории, граничащего с Северной Кореей, главный восточный сосед России — это Китай. В словах Медведева сквозила редко озвучиваемая мысль о том, что Россия все еще беспокоится по поводу безопасности своей границы с Китаем.

Причины носят преимущественно демографический характер. Плотность населения на Дальнем Востоке России составляет всего лишь порядка одного человека на квадратный километр, тогда как с китайской стороны границы она выше более, чем в сто раз.

Пока что Китай не выступил с публичной реакцией на смену политики России. Без сомнения, китайцы — прагматики во всем — поймут, почему Россия отдает приоритет Европе и США, несмотря на хваленое «стратегическое партнерство» с Китаем.

В конце концов, Россия ведь не отказывается от этого партнерства. Ей просто нужны и другие партнеры. Но суть стратегического партнерства Китая с Россией теперь изменится.