Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дипломатическая миссия

© коллаж ИноСМИмид ссср
мид ссср
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что общего у Александра Сурикова, Владимира Бабичева, Валентина Власова, Рамазана Абдулатипова, Виктора Черномырдина и Михаила Зурабова? Все они – российские политические деятели, работающие либо работавшие послами России в бывших советских республиках.

Что общего у Александра Сурикова, Владимира Бабичева, Валентина Власова, Рамазана Абдулатипова, Виктора Черномырдина и Михаила Зурабова?

Все они – российские политические деятели, работающие либо работавшие послами России в бывших советских республиках.

Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Андрей Молчанов написал интересную статью в "Независимой газете" (большое спасибо за "наводку" Полу Гоблу из Window on Eurasia). В ней он рассматривает практику Москвы по назначению в страны "ближнего зарубежья" "политических послов".

Это относительно новая тенденция, пишет Молчанов, и она напоминает практику, существовавшую в Советском Союзе, который посылал в страны Варшавского договора пользующихся политическим влиянием послов, отбиравшихся на самом высоком уровне в КПСС. Это обеспечивало "лидерам социалистических стран прямой канал связи с высшим советским руководством".

Молчанов отмечает, что все более частое назначение таких политических послов в страны СНГ отражает изменения в характере отношений России с бывшим советскими республиками:

Важной особенностью дипломатических отношений между [Россией и] новыми независимыми государствами [из бывшего СССР] изначально являлось тесное личное общение руководителей высших звеньев, сложившееся, как правило, задолго до распада СССР…

С течением времени стало ясно, что ресурса личного общения лидеров просто физически недостаточно для планомерной работы по решению множества вопросов, особенно носящих долгосрочный характер. Логичным решением, по крайней мере, с российской стороны, стал институт политических назначенцев – людей, чей опыт административной и/или хозяйственной (а не только дипломатической) деятельности позволяет им выступать в качестве посредников-тяжеловесов в общении с высшим руководством государств – партнеров РФ.

Молчанов добавляет, что "особенность деятельности российских послов в независимых государствах постсоветского пространства заключается в том, что они действуют и воспринимаются не только как чиновники-дипломаты, но скорее как публичные политики. Нередко степень их самостоятельности – и одновременно ответственности – оказывается заметно выше, чем у карьерного дипломата".

Читая статью Молчанова – и вспоминая директивный документ Министерства иностранных дел, который недавно попал на страницы Russian Newsweek, я не мог не заметить и еще один мотив.

Когда произошла утечка информации об этом документе, средства массовой информации основное внимание уделили фигурирующей в нем рекомендации о налаживании более тесных связей России с Соединенными Штатами и Евросоюзом в целях получения инвестиций, столь необходимых для амбициозной программы модернизации президента Дмитрия Медведева.

Но как я уже писал на этих страницах, и как отмечают другие аналитики, подлаживание под Запад – это лишь часть плана. В документе МИД также звучит призыв к усилению влияния России на постсоветском пространстве за счет более тесной интеграции экономик этого региона с российской экономикой, а также путем распространения московской авторитарной модели "управляемой демократии" в политике.

Просто идеальная работа для "политического посла" с хорошими связями.