В конце июня в кулуарах саммита «двадцатки» в Торонто встретились лидеры Японии и России и обсудили друг с другом пути развития переговоров о затянувшемся территориальном споре из-за островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Неделю спустя российские войска провели учения на одном из спорных островов, в ответ на что Япония выступила с возражениями. В интервью по электронной почте доктор наук и профессор японского университета Цукуба, автор книги «Национальное самосознание Японии и внешняя политика, или Россия как “они” для японцев» Александр Бух разъясняет исторический контекст непрекращающегося территориального спора между Россией и Японией.
- Каковы предпосылки этого спора?
- Обе стороны говорят о споре с исторической точки зрения, но на самом деле он имеет чисто политический характер. Ни в одном из трех договоров о демаркации границ, заключенных в 1855, 1875 и 1905 годах и перемещавших границу Японии с ее северным соседом, эти четыре острова не отдаются в юрисдикцию России. Спор возник в контексте Второй мировой войны, а также «холодной войны». Самые заметные причины спора прослеживаются в событиях Ялтинской конференции февраля 1945 года, на которой было оговорено, что Советский Союз получает юг Сахалина и Курильские острова (но какие конкретно острова, не уточнялось) в обмен на участие Красной Армии в войне против Японии. По Сан-Францисскому мирному договору 1951 года между союзными странами и Японией, согласно пункту (с) второго параграфа, «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова», — опять-таки без уточнения, какие именно острова имеются в виду. Похоже, что в этой двусмысленности были отражены интересы США с учетом реалий «холодной войны». США были заинтересованы в том, чтобы не допустить нормализации двусторонних отношений между Японией и Советским Союзом. Есть некоторые доводы в пользу того, что США обменяли Курилы на поддержку СССР в Совете безопасности ООН в вопросе сохранения прав США на Северные Марианские острова.
Нынешняя официальная интерпретация Сан-Францисского мирного договора Японией такова, что Кунашир и Итуруп входят в состав «Южных Тисима» (это японское название Курил), а Шикотан и Хабомаи относятся к Хоккайдо. Таким образом, не все спорные острова входят в состав «Курильских», отданных по условиям договора. Эта интерпретация стала результатом первой попытки нормализовать двусторонние отношения между Японией и СССР, сделанной в 1955–56 годах.
- Какие препятствия необходимо преодолеть, чтобы разрешить спор, и насколько вероятно подобное разрешение?
- Юридические основания позиции Японии довольно шатки, поскольку есть достаточно оснований утверждать, что никакого различия между Северными и Южными Тисима (Курилами) не делалось. Если обратиться в Международный суд ООН или ему подобный международный юридический орган, то Японии, скорее всего, будут присуждены права на Шикотан и Хабомаи, которые Россия и так готова отдать. Более того, потенциальные политические и экономические выгоды, которые Россия получит от разрешения спора, минимальны. Есть множество других причин, по которым Россия не желает выполнить требования Японии и отдать все острова. По этой причине главное препятствие на пути к разрешению спора — это нежелание Японии пойти на компромисс в вопросе о том, насколько обширные территории должна возвратить Россия. Но нынешнее правительство Японии слабо и вынуждено справляться с более насущными проблемами, например, с проблемой отношений с США и Китаем. Следовательно, смена курса в территориальном споре с Россией маловероятна.
- А как территориальный спор влияет на японо-российские отношения в более широком смысле?
- Минимальным образом. Ощущение угрозы в Японии в последнее десятилетие или около того существенно снизилось. Двусторонние отношения носят преимущественно экономический характер, и даже во времена «холодной войны» на двустороннюю торговолю территориальный спор практически никакого влияния не оказывал.