В Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев сделал новые предложения по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха главам государств Азербайджана и Армении. Об этом заявил президент Армении Серж Саркисян, сообщает "Регнум". "Когда Азербайджан скажет: "Да, принимаю принципы Минской группы", переговоры продолжатся, а если нет, то тогда будут избраны другие пути", - заявил президент Армении, отвечая на вопросы молодых представителей армянской диаспоры - участников движения "Миасин" ("Вместе") и программы "Вернись домой".
"Да, переговоры продолжаются. Существуют последние предложения, которые были сделаны в Санкт-Петербурге. Мы говорим, что этот документ даст возможность продолжать переговоры. Посмотрим, что скажет Азербайджан", - отметил он. Он напомнил, что урегулирование конфликта должно быть основано на трех принципах: территориальная целостность, право на самоопределение и неприменение силы.
По словам президента Армении, руководство Азербайджана может принять желаемое за действительное, "но это пустое занятие, а мы не хотим заниматься пустыми делами". "Все остальное, о чем говорят чиновники этой страны, большие или малые, - это из области желаний. То, что они говорят о переговорах, всего лишь их представления", - сказал С.Саркисян. При этом он отметил, что "Армения проявила политическую волю к нормализации армяно-турецких отношений и ожидает проявления подобной воли у Турции".
"Весь мир твердит Турции о необходимости проявить волю и ратифицировать подписанные протоколы, однако Анкара как будто бы не слышит этого и сама призывает нас проявить политическую волю", - сказал Серж Саркисян. Как отметил президент Армении, турецкие власти говорят все, что приходит им в голову, без серьезных оснований, искажая действительность, однако в Армении принимается любой дружественный шаг.
МИД Азербайджана прокомментировал заявление Сержа Саркисяна о том, что по карабахскому урегулированию существуют "последние предложения, которые были сделаны в Санкт-Петербурге" на встрече президентов Азербайджана, Армении и России.
Официальный Баку оперативно отреагировал на эти заявления С.Саркисяна. Как сообщает 1news.az, глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов отметил, что во встрече в Санкт-Петербурге участвовала только одна страна-сопредседатель Минской группы - Россия, в связи с чем высказанные там предложения не являются инициативой МГ ОБСЕ. "Формат переговорного процесса по разрешению нагорно-карабахского конфликта предусматривает выдвижение предложений, согласованных всеми тремя странами-сопредседателями - Россией, США и Францией", - сказал Полухов. "А в Санкт-Петербурге было сделано рабочее предложение со стороны России, которое никоим образом не влияет на выдвинутые МГ ОБСЕ обновленные Мадридские принципы. Формат нынешнего переговорного процесса был подтвержден в Афинах в заявлении глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, затем в Канаде в совместном заявлении президентов США, России и Франции в рамках саммита "Большой восьмерки", - отметил официальный представитель МИД.
МИД Азербайджана еще раз подчеркнул, что продолжает переговорный процесс по разрешению карабахского конфликта на основе этих совместных заявлений, высказанных на высшем и высоком уровне со стороны стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.
Не возвращая тело азербайджанского военнослужащего, Армения идет против международных организаций, определенных законов и правил, охватывающих международную гуманитарную сферу.
Об этом, как передает Trend, сказал заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов.
"К сожалению, армяне и здесь проявили свой характер и коварство, тем самым они идут против международных организаций и определенных законов и правил, охватывающих международную гуманитарную сферу. Но я считаю, что этим они дискредитируют сами себя, рано или поздно этот вопрос должен быть урегулирован. В этом направлении делаются серьезные шаги и продолжается наша работа с соответствующими структурами", - сказал Новруз Мамедов.
Завотделом администрации президента сказал, что международные организации должны продемонстрировать еще более серьезную и конкретную позицию в данном вопросе. "Возвращение тела азербайджанского военнослужащего является частью процесса урегулирования армяно-азербайджанской нагорно-карабахской проблемы. Во всем этом процессе армяне ведут себя чересчур самоуверенно, как те, кто может не подчиняться этим законам. Но руководство Армении и армянский народ должны знать, что уже сейчас в этом процессе они ставят под большой вопрос существование в будущем и этой страны, и этого народа. Они могут быть уверены на 100 процентов в том, что не смогут ничего добиться этим. Международные организации и круги должны занять еще более серьезную и конкретную позицию в данном вопросе", - сказал Мамедов.
Коснувшись вопроса передачи армянам Лачинского коридора в результате возвращения ими пяти районов, что вновь послужит сохранению Нахчывана в блокаде, завотделом сказал, что этот вопрос никогда не останется неразрешенным. "На самом деле руководство Армении оказалось сегодня заложником вопроса урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Если конфликт будет разрешен, в любое время между Азербайджаном и его частью - Нахчываном - будут открыты коридор и коммуникации. В этом сомневаться не стоит", - сказал Новруз Мамедов.
"Ибо у Армении есть еще большая надобность в этом коридоре, чем у нас. Дело в том, что руководство Армении и армянская нация создали для себя большое препятствие для развития, тем самым закрыв пути развития на долгое время. У Армении нет и не может быть развития в этом регионе без Турции и Азербайджана. Они думают об этом, но не могут решиться сделать шаг", - сказал заведующий отделом. Коснувшись вопроса алматинской встречи министров иностранных дел, Новруз Мамедов сказал, что на этой встрече не был достигнут желаемый результат.
"Но я считаю, что процесс не остановлен. Сейчас все круги международной общественности, и сопредседатели, и президенты, и министры делают совместные шаги. Армения рано или поздно должна будет ответить. Армянская сторона часто совершает подобные действия с целью затягивания времени, но мировая общественность, международное сообщество и страны-сопредседатели должны потребовать от Армении сделать конкретные шаги. У армянской стороны больше нет другого выхода. Должен последовать ответ на предложенные Мадридские принципы, и мы ждем этого", - сказал завотделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов.
Итак, можно сделать вывод о том, что в Санкт-Петербурге со стороны президента России были выдвинуты новые предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которые, мягко говоря, оказались не совсем приемлемыми для Азербайджана. Скорее всего, именно поэтому президент Азербайджана не стал участвовать в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме и вернулся в Баку, и как следствие, произошли известные вооруженные инциденты на линии соприкосновения войск 18-19 июня. Именно поэтому в Алматы армянская сторона пыталась добиться того, чтобы в итоговом заявлении акцент делался исключительно на последнюю встречу президентов в Санкт-Петербурге. Именно поэтому сегодня С.Саркисян пытается навязать последние предложения президента России как обновленный или же окончательный вариант Мадридских принципов.
Не исключено, что последние предложения Д.Медведева были связаны с определением окончательного статуса Нагорного Карабаха. Можно предположить, что предложенный президентом России вариант решения данного вопроса взамен на освобождение оккупированных территорий фактически предопределял окончательный статус Нагорного Карабаха, что, естественно, не выгодно Азербайджану.
Дело в том, что России выгодно урегулирование данного конфликта в варианте, который бы предопределил окончательный статус Нагорного Карабаха, притом с согласия Азербайджана как независимого государства, по нескольким причинам. Во-первых, Россия в 2008 году в одностороннем порядке признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Решение карабахского вопроса с признанием независимости усиливает позиции России в диалоге с Грузией. Притом необходимо учесть, что в этом лично заинтересован Д.Медведев. Ведь под указом о признании независимости Южной Осетии и Абхазии стоит подпись именно Д.Медведева.
Во-вторых, необходимо учесть и то, что формула "газ и лояльная внешняя политика" в обмен на конструктивную позицию России в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха по тем или иным причинам не сработала. Именно поэтому Россия, выдвигая новые предложения, которые не совсем созвучны обновленным вариантам Мадридских принципов, по сути создала условия для затягивания переговоров, что отвечает интересам Армении...