Завершился девятидневный визит предстоятеля Русской Православной Церкви Московского Патриархата – патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Его итоги подводит наш киевский корреспондент.
Назвать успешным визит патриарха Кирилла может только украинская власть. Она «прогнулась» перед ним так, что не допустила до него не только противников, но и большую часть сторонников. Как сказал руководитель синодального Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда, Его Святейшество был огорчен тем, что «тысячи верующих, например, в Одессе, не смогли принять участие в совместной молитве со Святейшим патриархом». С другой стороны, патриарх и его службы сами поступили с одесскими прихожанами разных конфессий не по-христиански: на освящение Спасо-Преображенского собора и на встречу с общественностью в Одесском оперном театре не получили приглашения ни лютеране, ни иудеи, ни мусульмане.
Более того, предстоятель РПЦ не нашел возможным встретиться с руководителями и верующими других христианских конфессий. Зато старательно охаивал Украинскую православную церковь Киевского патриархата, называя ее клир «раскольниками». Причем пресс-атташе относящейся к Московскому патриархату Одесской епархии отец Сергей, видимо, проговорился о тайном чаянии РПЦ, сказав, что вопрос с расколом, то есть с существованием УПЦ Киевского патриархата, можно было бы решить по «болгарскому сценарию», то есть, сняв ее с государственной регистрации. И хотя пресс-секретарь предстоятеля УПЦ МП Георгий Коваленко дезавуировал заявление младшего по должности, слово было сказано.
Киевский патриархат, разумеется, в долгу не остался: его предстоятель Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет на пресс-конференции в агентстве УНИАН заявил, что ход и итоги двух последних визитов патриарха Кирилла на Украину показали, что это - не столько архипастырские, сколько политические визиты для продвижения концепции так называемого "русского мира". Он напомнил, что эта концепция предполагает объединение России, Беларуси и Украины в единое духовное пространство. "Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости", – сказал патриарх Филарет. Еще жестче был Митрополит Криворожский и управляющий приходами Днепропетровского благочиния УПЦ КП Адриан, который заявил, что если Кирилл «пропагандирует по Украине "Русь единую и неделимую", то пусть он сначала объединит Россию в единую Державу, а мы как-то и без него обойдемся, потому что не Киев родился от Москвы, а наоборот, Москва родилась через несколько веков от Киева».
В Московском патриархате люди, конечно же, закаленные, им такие резкости не в диковинку. Вот, например, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов в ходе видео-моста Москва-Киевбо назвал попытки некоторых украинских сил представлять патриаршие поездки в Украину как политические визиты «аберрацией сознания», «с которой трудно что-то сделать из-за специфического устройства мозгов у носителей такого сознания». Судя по манере высказываться, у самого христианского протоиерея Николая Балашова мозги заточены под имперское хамство. Будь он настоящим христианином, он объяснил бы своим единоверцам с берегов Днепра, почему его начальство - патриарх Кирилл, не любит берегов Дона, Оби, Лены, Енисея, Амура. Не к кому ехать? Или нет таких щедрых хозяев, как киевские, которые могут за государственный счет на государственном же телевизионном канале демонстрировать молебен патриарха Кирилла?
Или, например, посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов, заявивший, что архипастырский визит патриарха Кирилла в Украину не носит политического характера, мог бы объяснить, почему по маршруту патриарха на столбах вывешены украинские государственные флаги? Встречали ведь не представителя государственной власти, а предстоятеля церкви из соседнего государства.
А как объяснить то, что патриарх в середине визита посетил находящегося на отдыхе в Крыму президента Украины Виктора Януковича, наградил его церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира и умудрился не совершить никакого пастырского деяния? А ведь именно в Крыму, на месте древнего Херсонеса, где по преданию и был крещен князь, а не на Владимирской горке в Киеве, где установлен ему памятник, нужно было бы провести молебен в честь крещения Руси! Да не в присутствии политического бомонда, состоявшего из спикера парламента Владимира Литвина, премьер-министра Николая Азарова, заместителей главы Администрации Президента и прочих министров, - а вместе с предстоятелями других христианских конфессий.
Патриарх Кирилл встретился с президентом Януковичем тет-а-тет, что тут же вызвало справедливый вопрос: какие проблемы решал предстоятель Русской православной церкви в отсутствие соратника – предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Владимира? Высказывается предположение, что обсуждать он мог кандидатуру будущего митрополита УПЦ МП, что, разумеется, было бы неуместно в присутствии, пусть и уже физически немощного, но все еще сохраняющего ясность разума митрополита. Если решались вопросы не политические, а вероисповедные, то не церковь должна была бы приехать к прихожанину, а прихожанин Янукович должен был бы прийти в церковь к своему духовнику.
То же самое относится и к встречам патриарха Кирилла с премьер-министром Николаем Азаровым в Кабинете Министров и Владимиром Литвиным, председателем Верховной Рады, в ее здании.
Пытаясь стать ближе к украинскому народу, патриарх Кирилл во вторник напомнил о Скниловской трагедии - бывшей восемь лет тому назад авиакатастрофе под Львовом, во время которой погибло семьдесят семь человек и более трехсот получили ранения. Нельзя не поблагодарить его за «молитвенную память о тех, кто трагически ушел из жизни». Но в истории украинского народа есть более масштабная катастрофа, вызванная не технической случайностью, а организованная высшей партийно-государственной верхушкой СССР – Голодомор, унесший жизни около восьми миллионов украинцев. И если бы патриарх Кирилл совершил молебны у мемориала памяти жертв Голодомора и в национальном заповеднике «Быковнянские могилы», где похоронены десятки тысяч жертв сталинского режима, это было бы воспринято как действительное духовное единение Русской православной церкви с украинским народом.
Патриарх Кирилл хотел бы стать Папой Московским, влияние которого в православном мире было бы сравнимо с влиянием Папы Римского в мире католическом, однако пастырские визиты, организованные государственной властью Украины, вызывают неприятие не только у прихожан Киевского патриархата, но и у национально-патриотически ориентированной части украинского общества. Для ярых же противников пропагандируемой патриархом Кириллом концепции «русского мира» из всеукраинского объединения «Свобода» его нынешний визит это - «гламурные гастроли».