Решение Гаагского суда явно не положит конец сомнениям в независимости Косова, как утверждает глава самого младшего европейского государства Фатмир Сейдиу. Независимость Косова не была идеальным решением. Неудивительно, что над этим международное сообщество думало долго, и итог мало у кого, кроме албанцев, вызвал неподдельную радость.
Сомнения при таком принципиальном решении, отчасти шаге в неизвестность, всегда оправданы, и они будут жить еще долго. Особенно если косовская албанская политическая элита своим поведением никак не способствует тому, чтобы эти сомнения были развеяны.
Однако это ничего не меняет в том, что независимость Косова от Сербии была лучшим из возможных плохих решений, и, похоже, единственным возможным решением. Это увидели и судьи, которым международное право в подобных случаях не дает ясных ответов. Поэтому они руководствовались здравомыслием и добродетелью.
И то, и другое говорит о том, что, если отношения двух наций зашли так далеко, что сербы албанцев массово убивали и выгоняли из их домов (и албанцы пытались отплатить сербам тем же в меру своих гораздо более скромных возможностей), никто, тем более извне, не может заставить албанцев остаться жить в одном государстве с сербами.
Так, скорее всего, можно было добиться только того, что вместо аргументов и оскорблений над этническими границами вновь полетели бы гранаты.
Сербия сама обратилась в Гаагский суд, поэтому ей следовало бы принять его решение. Откладывая признание, пока она только мешает Косово постепенно стать более или менее нормально функционирующим государством, а политикам в Приштине дает возможность и дальше находить отговорки, почему они ничего не делают.
Несправедливо, что грязь предыдущих националистических правительств должен отмывать нынешний порядочный сербский кабинет, но так уж повелось, посмотрите на спор о спасении словацкого бюджета. Ничего другого Белграду не остается. И здесь точно ничего не смогут поделать его так называемые союзники, пара европейских стран и Россия, отказывающиеся признавать Косово.
Этих союзников сама Сербия или какое-то там международное право откровенно не интересует. Словакия, Греция сотоварищи лечат только свои собственные домашние проблемы или, скорее, фобии.
А Россия тем временем полностью оккупировала и просто отделила от Грузии две области, которые ей захотелось получить. Международное право нарушается ясно и однозначно, и, в отличие от спорного случая Косова, ни одному нормальному суду здесь не о чем думать.