Собеседник «Иратес de facto» руководитель Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества, политолог Степан Григорян
- Господин Григорян, можете ли вы констатировать, что визит госсекретаря США Хиллари Клинтон способствовал некоторым изменениям в политике Соединенных Штатов Америки, которую они ведут в Восточной Европе и в регионе Южного Кавказа?
- Визитом Хиллари Клинтон Штаты пытались решить один очень важный вопрос. Дело в том, что в указанных вами регионах влияние США довольно сильно уменьшилось, и нужно было дать сигнал о том, что США остаются заинтересованной стороной, серьезным игроком в этих регионах, и что они не безразличны к любым процессам, которые происходят в этих регионах.
- А почему уменьшилось влияние такой рейтинговой страны, какой являются США, в прежде «цветных» и не только «цветных» странах?
- По очень простой причине: во время российско-грузинской войны, летом 2008-го года, США не смогли оказать эффективное содействие Грузии. По этой же причине, как принято говорить, США практически потеряли регион Южного Кавказа. Конечно, США оказали политическое, гуманитарное содействие, но не смогли оказать военную помощь. Вторая причина - это, вероятно, проводимая в последнее время внешняя политика Турции. Известно, что Турция на Кавказе и Ближнем Востоке всегда считалась опорной точкой Штатов, но так как внешняя политика Турции сильно изменилась в последние 5-6 лет, отношения между этими двумя странами обострились, обострились также отношения между Израилем и Турцией, поэтому американское влияние уменьшилось во всем регионе, а визит Хиллари Клинтон был попыткой исправить ситуацию.
- Достигли ли США своей цели?
- Не думаю, что удалось решить все проблемы. Визит в некоторой мере повлияет на региональные процессы, но не сможет иметь решающую роль. Яркий пример - карабахский конфликт. Еще раз стало ясно, что стороны не готовы к решению вопроса.
- Были ли какие-то ожидания от алмаатинской пятисторонней встречи глав МИД Армении, Азербайджана, России, США и Франции?
- Никаких ожиданий. Хотя считаю, что переговоры лучше войны. А ожидания отсутствуют по той причине, что в данный момент невозможно найти конечное решение.
- Кстати, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта должны совершить визит, по их же словам, на «оккупированные территории» (имеется в виду пояс безопасности вокруг Нагорного Карабаха, включающий в себя семь освобожденных карабахскими войсками районов - прим. пер.). Что это - новый элемент в переговорном процессе или прелюдия для того, чтобы потянуть время?
- В конце концов, Минская группа ОБСЕ тоже имеет свои функции. На этом этапе Минская группа ОБСЕ имеет задание – активизировать процесс и подсказать сторонам или подтолкнуть их к конечному решению. Так что, не исключается, что этот визит на «оккупированные территории» преследует цель показать сторонам, что конфликт не может долгое время быть в «замороженном» состоянии, и следует быстро решить карабахский вопрос.
- Удастся ли сопредседателям исполнить свою миссию?
- Трудно сказать. Я не вижу такого шанса в этой ужасной враждебной обстановке. То, что сегодня творится между Арменией и Азербайджаном (имею в виду участившиеся нарушения режима перемирия, диверсию в Чайлу), а также беспрерывные угрожающие заявления из Баку, не внушают оптимизма.
- В последнее время намечается довольно любопытная тенденция, особенно в кругу восточных экспертов, которые в своих прогнозах настаивают на том, что летом ожидаются военные действия, к примеру, будут бомбардировки Степанакерта и тому подобное. Почему вдруг появились такие «подходы» и кроме того, насколько вероятен блицкриг на карабахском «фронте»?
- Есть много причин для подобной риторики. В первую очередь, это то, что Азербайджан не боится показать свое нетерпение, хочет быстро решить проблему, так как считает, что со временем лишь уменьшаются его шансы возвратить территории, это нервирует их и вынуждает делать импульсивные шаги. Значит, есть вероятность возобновления военных действий. В то же время, эта вероятность небольшая, так как все стороны, а в первую очередь Армения и Азербайджан осознают, что в случае войны будут серьезные потери, и не ясно, кто сможет воспользоваться моментом. С другой стороны, эти заявления и оценки экспертов являются оригинальными инструментами для давления, для того, чтобы разрешить конфликт. Но я не думаю, что кто-нибудь сможет нас напугать этим способом, так как мы имеем свои интересы. Компромисс нужен, но за счет чего? Что последует вслед за чем, ведь все имеет свою цену, и мы должны сделать шаг, не поддаваясь давлениям, а в итоге серьезного расчета. Например, я думаю, что в «Мадридских принципах» и в принятом в Канаде заявлении трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию (президенты РФ, США и Франции Дмитрий Медведев, Барак Обама и Николя Саркози 26 июня в рамках саммита «большой восьмерки» в Канаде приняли совместное заявление, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования нагорно-карабахского конфликта, чтобы приступить потом к разработке проекта Мирного соглашения. В заявлении трех лидеров отмечается, что «прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение (Азербайджану) территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом»), есть удачные элементы для нас, там зафиксированы нормальные подходы, мы можем оптимистично откликнуться на это.
- Вы являетесь одним из немногочисленных экспертов, утверждающих, что они удачны. Другие или неискренни или действительно считают, что в этих принципах есть ужасная опасность для армянской стороны. Они поднимают тревогу по поводу того, что Армению могут использовать как «мелочь». Что, по вашему, является «удачным» для Армении?
- Это заявление удачное, потому что конкретно зафиксирован промежуточный статус Нагорного Карабаха, конкретно зафиксировано, что связь между Арменией и Карабахом должна быть беспрерывной, то есть вопрос Лачина тоже включен. Конкретно зафиксировано, что в какое-то время среди населения должен быть проведен референдум, итоги которого покажут его волю и желание.
- Кстати, недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с речью по поводу этого заявления, где было явно видно, что он не против промежуточного статуса Нагорного Карабаха, хотя многие эксперты до этого твердили, что Алиев никогда не согласится на промежуточный статус Карабаха.
- Ильхам Алиев беспрерывно следует принципу «угождать и нашим, и вашим», делает жесткие или мягкие заявления, исходя из ситуации и конъюнктуры. По-моему, хотя бы только из-за того, что Алиев фактически одобрил это заявление, мы тоже должны согласиться и таким образом проверить, насколько искренни намерения азербайджанской стороны.
- Кто же первым скажет «нет» этому документу?
- Надеюсь, мы будем настолько умны, чтобы не быть первым.
- Имеете ли вы какие-либо ожидания от предстоящего визита президента России Дмитрия Медведева в Армению?
- Не надо ожидать больших перемен от визита Медведева в Армению, так как Россия не стремится к быстрому разрешению карабахского конфликта. Сделанное в Стамбуле 6 июня заявление Дмитрия Медведева является прямым доказательством этого. Там он сказал - это сложный конфликт, решение требует времени.
- Не связан ли этот «тайм-аут» с тем, что Россия и господин Путин так и не смогли «взять» азербайджанский газ полностью и по европейским ценам, иными словами - заиметь «Южный поток» против «Набукко»?
- Причина могла быть и в этом. А кроме того, есть главная причина – Россия не понимает, если она попытается разрешить карабахский конфликт, что ее ждет в регионе и сможет ли она разместить здесь свои миротворческие силы? Если она будет в этом уверена, то, в свою очередь, будет способствовать быстрому разрешению конфликта.
- Во время совместной пресс-конференции с главой МИД Армении в президентской резиденции Хиллари Клинтон сочла важным дважды, причем, во второй раз подчеркнуто, заявить, что Минская группа ОБСЕ, Россия и США в карабахском вопросе действуют согласованно, в отличие от югоосетинского и абхазского конфликтов. Это в кругу многих экспертов, в том числе у меня побудило сомнения – может быть, между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым уже существуют некие договоренности, и вообще, они могут достичь согласия в вопросе о миротворческих силах?
- Не забывайте, что в вопросе миротворцев очень важную роль играет также Иран, этим никогда нельзя пренебрегать. Не имею даже малейшего сомнения на счет того, что Россия категорически против размещения натовских войск в этом регионе, а это означает, что они никогда не достигнут договоренностей в вопросе миротворческих войск. Но вместе с тем, очевидно то, что между Российской Федерацией и США есть некий консенсус в вопросе Карабаха, который заключается в том, что конфликт довольно серьезный, невозможно его решить быстрыми темпами, нужно применить большие усилия.
- Вы говорите, что никогда невозможно будет согласовать вопрос о миротворческих силах? Скажем, невозможна торговля на счет «места» и согласие на счет того или иного «места»?
- Это невозможно, так как Россия не допустит, чтобы в зоне ее влияния вдруг появились американские или натовские военные подразделения.
- А смешанные войска?
- Затрудняюсь сказать. В этом вопросе велика роль и Азербайджана и Армении.
- Кто и чего хочет в этом вопросе?
- Очевидно, что Азербайджан не хочет, чтобы здесь размещались российские войска. Затрудняюсь сказать на счет Армении. До сих пор на официальном уровне мы не знаем, чего хотят армянские власти. Ереваном ничего не сказано по этому поводу. И все же думаю, что нам не выгодно присутствие войск любой страны на этих территориях. Лучшие защитники карабахских границ - армянские воинские подразделения.
Перевод: Гамлет Матевосян