ВАРШАВА – Невзрачная стальная конструкция в зеленеющем поле на севере Польши стала излюбленным местом для посещений политиков. Она подстегивает мечты об огромном богатстве и независимости.
Дело в том, что конструкция эта принадлежит канадской компании Lane Energy и используется она для разведывательных буровых работ в поисках сланцевого газа. Это нетрадиционный вид топлива, который может находиться в огромных количествах в древних скальных породах под поверхностью в Польше.
"Все хотят услышать, что мы можем стать вторым Техасом", - говорит заместитель министра по делам окружающей среды и главный геолог Польши Яцек Езерский (Jacek Jezierski).
Такая перспектива действительно весьма заманчива. В Польше может быть от 1,5 до 3 триллионов кубометров сланцевого газа, что примерно равно запасам газа в Ираке.
А с началом бурения такая перспектива начинает вызывать у поляков повышенное слюноотделение. Министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski) заявил, что благодаря газу через 10-15 лет Польша может стать очень богатым государством, новым энергетическим гигантом, сравнимым с Норвегией.
Но во всех заявлениях главное слово это "может". Американские компании, такие как Marathon Energy и ExxonMobil, получили у польского правительства концессии на ведение разведки. Дело в том, что геологическая структура под территорией Польши схожа со структурой американских недр, имеющих богатые запасы такого нетрадиционного вида топлива. Но пока не будут пробурены поисковые скважины, а Польша не будет разведана более тщательно, никто не может точно сказать, каким может оказаться размер польских запасов.
"Газ там, наверное, есть, но чтобы говорить об этом с уверенностью, мне нужна документация", - заявляет Езерский, отмечая при этом, что пройдет не менее пяти лет, прежде чем Польша будет досконально знать размеры своих запасов, и больше десятилетия, прежде чем начнется газодобыча.
Такие оценки дают американские компании, исследующие базовое геологическое строение Польши, похожее на те районы США, где найден сланцевый газ.
Отвечающий за поисково-разведочные работы вице-президент компании Conoco Phillips Ларри Арчибальд (Larry Archibald) (а эта компания является партнером Lane Energy в Польше) заявил недавно аналитикам: "Мы применяем свой значительный опыт по разведке и поиску североамериканского сланцевого газа и метана из угольных пластов за рубежом. Таким образом, мы стали движущей силой в Польше".
Игра стоит свеч, потому что сланцевый газ оказался настоящей золотой жилой для Соединенных Штатов. После длившихся несколько десятков лет дорогостоящих разведывательных работ и исследований группа средних энергетических компаний США решила головоломку и нашла способ добычи газа, находящегося в небольших количествах в формациях глубоко под землей. Эта технология предусматривает разрушение породы водой под высоким давлением.
Результат оказался революционным. Всего несколько лет тому назад Соединенные Штаты прогнозировали, что станут чистым газовым импортером, и строили порты, способные принимать в больших количествах сжиженный природный газ, чтобы удовлетворять растущий спрос на перспективу. Сейчас же у США газа хоть отбавляй, и страна рассматривает планы превращения приемных терминалов СПГ в отгрузочные, чтобы экспортировать свой собственный газ вместо импорта.
Поляки взбудоражены возможностью повторения американского опыта, поскольку у них в стране обнаружены самые богатые потенциальные запасы сланцевого газа в Европе в связи с тем, что вся Польша стоит на сланцевых породах.
Главной целью будет покончить с зависимостью страны от российского газа, за счет которого Польша сегодня обеспечивает около двух третей своих газовых потребностей (на долю газа приходится примерно 10 процентов потребляемой в стране электроэнергии).
Импорт газа из страны, бывшей в прошлом имперской хозяйкой Польши, - это довольно болезненный в политическом плане вопрос. Правительство в настоящее время ведет переговоры с российским Газпромом о новом контракте, рассчитанном по срокам до 2037 года. Оппозиция выступает с резкой критикой этих переговоров, заявляя, что они ставят под угрозу польскую независимость.
"В Польше есть огромное стремление обрести энергетическую независимость", - говорит Езерский.
Но для того, чтобы стать газовой сверхдержавой, Польше надо будет преодолеть огромные препятствия.
Если газ даже и найдут, запасы его должны быть достаточно велики, чтобы добыча стала коммерчески выгодной и рентабельной.
Да и правовая среда в Польше существенно отличается от Соединенных Штатов. Природоохранные правила в Евросоюзе намного жестче, чем в США, и сейчас усиливается противодействие планам бурения в связи с возможными негативными последствиями для качества воды.
В США права на полезные ископаемые обычно принадлежат владельцу той собственности, которая находится на поверхности. Поэтому такие владельцы имеют хороший стимул для ведения поисков полезных ископаемых. В Европе такие залежи обычно принадлежат государству, в связи с чем собственники не испытывают особого энтузиазма по поводу добычи полезных ископаемых.
Кроме того, в Европе отсутствует та дорогостоящая инфраструктура, которая необходима для добычи газа. На территории США более тысячи буровых установок, в то время как в Европе их менее ста.
И наконец, оборудование и технологии добычи газа разрабатывали американские компании, поэтому именно им придется взять на себя лидерство в будущей газодобыче в Польше. А это уже сейчас вызывает противоречия и споры. Лидер консервативной оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский (обычно он настроен весьма проамерикански) уже выступил с предостережением по поводу передачи природных богатств страны в руки иностранцев, которые будут делать на этом деньги, а Польше не оставят ничего.