31 июля в Москве на Триумфальной площади прошла не санкционированная властями акция в рамках "Стратегии-31" в поддержку 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний. Подобные акции прошли в Санкт-Петербурге и других городах России.
Люди в камуфляже начали зачищать Триумфальную площадь, как только из метро вышли координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов и несколько его соратников. Удальцова скрутили не сразу - он приковал себя наручниками к решетке у здания Концертного зала имени Чайковского и сопротивлялся какое-то время. Но силы были неравные, и через пару минут он оказался в автозаке. Люди, наблюдавшие за силовыми действиями милиции, скандировали: "Свободу! Свободу! Свободу!"
В это время на площади появился лидер прокремлевского движения "Россия молодая", депутат Госдумы Максим Мищенко. Он широко улыбался и охотно общался с журналистами:
– Я смотрю на все это шоу и испытываю удивление.
– Вы имеете в виду автомобилистов?
– Нет, то, что здесь творится. Люди пришли для того, чтобы целенаправленно спровоцировать милицию.
– Вы даете интервью, и вам никто слова не говорит, а их забирают. Вам не кажется все это странным?
– Они тоже могут давать интервью.
– Пытались давать – забрали ребят.
– Нет, я видел, как все происходило.
Ни о какой беседе с молодыми людьми, которые держали над головой листки с символикой "31", не могло быть и речи. ОМОН действовал жестко: ребятам заламывали руки, валили на землю и тащили в машины. Было заметно, как люди в штатском руководили этой операцией. Пожилых не трогали, и у них была возможность что-то говорить:
– Согласно 31-й статье Конституции мы имеем право на свободу собраний. Сколько раз можно это повторять?!
– За Конституцию надо заступиться, иначе конец России.
А в это время у памятника Маяковскому, на площадке, огражденной бетонными блоками, любители управляемого заноса выписывали круги на своих спортивных авто. Среди тех, кого милиция не трогала, оказался писатель Виктор Шендерович. Он ходил с блокнотом и пытался записывать фамилии и должности милиционеров, которые руководили операцией по зачистке Триумфальной площади от оппозиционеров. На вопрос Радио Свобода, чем сегодняшняя акция отличается от предыдущей, Шендерович ответил:
– Они просто каждый раз проявляют немыслимую изобретательность по придумыванию новых поводов. Доноры ушли, больше кровь не нужно собирать, вот теперь можно на автомобилях ездить.
Во время автошоу несколько автомобилей плотно выстроились у ограды и начали синхронно давить на газ, не отпуская тормозов. Выхлопные газы накрыли десятки людей. Кто-то из толпы выкрикнул: "Это вместо черемухи!". Дышать действительно стало сложно, этот трюк явно был направлен на тех, кто за бетонными плитами сопротивлялся милиции. ОМОН продолжал хватать людей и тащить их в автозаки. Координатор движения "Левый фронт" Константин Косякин также был доставлен в отделение милиции:
– Нас же долго возили, как обычно. Сначала везли в ОВД "Красносельское" минут 40, там один автобус был. Нас не приняли в "Красносельском". Повезли в ОВД "Хамовники", в зал завели, и мы ожидали там. Они все это дело затянули до 12 ночи. И вдруг между ОМОНом и милицией началась ругань, оскорбления взаимные какие-то, они никак не могли рапорты на нас написать, переделывали по нескольку раз. Меня восемь раз просили паспорт показать. Тут пришел какой-то полковник, это первый раз такое было – обратился в зал: "Все, товарищи, извините нас, все свободны".
Всего в субботу на Триумфальной площади были задержаны 82 человека, в том числе Борис Немцов, Евгения Чирикова и другие оппозиционеры. На 77 из них составлены протоколы об административных правонарушениях. Эдуарда Лимонова и Людмилу Алексееву не тронули — им удалось покинуть площадь. Как заявил сразу после выхода из ОВД "Тверское" Борис Немцов, ему грозит 15 суток ареста за неповиновение сотрудникам милиции.