Президент России Дмитрий Медведев на встрече с журналистами в Сочи 3 августа напомнил, что президент Беларуси Александр Лукашенко обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, однако не сдержал своего обещания. Почему снова всплыл вопрос о непризнании Беларусью этих двух территорий? О чем еще Кремль может напомнить официальному Минску?
Политолог Александр Класковский рассматривает слова Дмитрия Медведева как часть кампании по дискредитации Лукашенко, который до последнего времени был достаточно популярен среди определенных слоев российских элит, в первую очередь, военных, и российского электората.
– Простое население видело в Лукашенко интегратора, верного друга Москвы. Сейчас же российские руководители показывают, что это ненадежный союзник, который не держит своего слова, и припоминают именно те моменты, которые в глазах российского электората являются красноречивыми, -- отмечает политолог.
Кроме того, считает Александр Класковский, идет еще игра на великодержавных комплексах, поскольку вопрос признания Абхазии и Южной Осетии для российского общества, для массового сознания весьма важен. Соответственно, вопрос признания двух отторгнутых грузинских территорий является тестом на союзничество, на верность Москве.
- Сверхзадача - развенчать белорусского руководителя и показать, что не случайно Россия закручивает «краник», уменьшает дотации, потому что если Лукашенко в любой момент может подвести, то иного выхода не остается. Это пиаровская подкладка под неизбежное сворачивание и охлаждение отношений между Москвой и Минском, - уверен эксперт.
Он также полагает, что впереди еще возврат к киргизскому сюжету: ведь то, что Лукашенко дал прибежище Бакиеву, в глазах Москвы тоже выглядит как вызов.
-- Пусть и косвенно, но Москва стояла за сменой власти в Кыргызстане, и показательно, что в последние месяцы перед свержением Бакиева против него шла точно такая же информационная война – вбрасывался всяческий компромат. Параллели очень прозрачные, - считает Александр Класковский.
Политолог напоминает и об отчасти связанных с Кыргызстаном противоречиях в рамках ОДКБ в прошлом году, когда во время молочной войны Лукашенко, по сути, бойкотировал саммит в Москве, подвесил договор о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.
- В итоге и по сегодняшний день эта структура полупарализована, что и показали события в Кыргызстане, -- отмечает Александр Класковский. - Моменты, которые касаются военно-стратегического сотрудничества, геополитических вопросов и так или иначе затрагивают великодержавные струны в душах российских граждан, будут активно использоваться, и сейчас видно, что это продуманная кампания.
Эксперт Белорусского института стратегических исследований (Литва) Денис Мельянцов считает, что Лукашенко могут напомнить и о его обещаниях по приватизации российской стороной предприятий белорусской промышленности, дело с российской пивоваренной компанией «Балтика», которая вложила в Беларуси деньги и взамен ничего не получила.
- Раз пошла такая информационная война, то на свет будет вытаскиваться много чего, начиная от непризнания Южной Осетии и Абхазии и заканчивая продажей оружия без разрешения России. Или же модернизация российского вооружения без лицензии, вопрос о которой уже не раз поднимался, но широко не афишировался, - отмечает политолог. Сейчас, как подчеркивают эксперты, сторонам главное продемонстрировать, у кого есть реальные рычаги влияния на ситуацию. Москва будет пытаться удержать Лукашенко, чтобы он не отходил слишком далеко на Запад.
- Для России это довольно сильное имиджевое поражение. И военно-политический аспект здесь весьма важен, - считает Денис Мельянцов.
Но, в конце концов, по его прогнозам, стороны пойдут на какой-то компромисс, иначе невозможно: Беларусь и Россия довольно тесно связаны и экономически, и политически, и особенно в военном плане.
- Хотя мы сейчас наблюдаем за самым мощным конфликтом, который имел место между Беларусью и Россией, но он все равно должен быть урегулирован, поскольку полный разрыв не выгоден ни нынешней белорусской власти, ни тем более России, - убежден политолог.
Денис Мельянцов предполагает, что Лукашенко придется пойти на определенные экономические уступки в плане приватизации, а России -- на облегчение отношений в рамках Таможенного союза.
- А сами информационные нападки - это, скорее, артиллерийская подготовка, нежели война, поскольку главный компромат, который у России все же имеется, пока не выбрасывается, - считает политолог.